Зачем необходимо готовить детей к тестированию. Почему важно учить ребенка готовить

Нужно ли ребёнка готовить к школе?

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школе. Школа - это совершенно новая жизнь для него.

Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься. Невнимательно слушая объяснения учителя, дети недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, ребята теряют интерес к учёбе. Это может стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться. Особенно трудными бывают первые дни пребывания в школе? В это время происходит сложный процесс привыкания к новым условиям (адаптация). Кто-то быстро приспосабливается к новым условиям, но есть часть первоклассников, для которых этот период оказывается непосильной задачей: они часто болеют. Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Поэтому необходимо готовить ребёнка к школе, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его - вполне реальная задача.

Как же готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе? Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного сна дети не утомляются, с удовольствием не только играют, но и занимаются - рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Подвижные игры у ребёнка развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит будущему первокласснику справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь чтобы сидеть прямо в течение 35 минут урока, требуется определённая физическая подготовка. А таких уроков будет 3 - 4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, скажется на результатах обучения.

В нашей школе для периода адаптации созданы следующие условия: занятия начинаются с 8.30, первые два месяца у первоклассников проводятся по три урока, предусмотрена динамическая пауза на 40 минут в течение учебного дня. Для того чтобы ребята привыкли к своему педагогу в школе проводятся занятия для будущих первоклассников. С 2010 - 2011 учебного года школа перешла на щадящий режим обучения (5-6 недель - обучение, неделя - каникулы).

Но хотелось бы заметить, какие бы не были созданы условия в школе, самое главное - это желание ребёнка учиться. Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются о школе, и образованных людях, говорят о том, зачем нужно быть умным, то будущий первоклассник будет понимать зачем он идёт в школу и для чего ему нужны знания. Учебная деятельность тогда станет для него более значимой и важной.

По мере взросления малыша родители всё чаще волнуются: «Что должен знать ребёнок перед школой?». В 7 лет уровень развития современных детей удивляет многих взрослых. Кругозор достаточно широк, словарный запас доходит до 5–6 тысяч слов, мальчики и девочки порой задают совсем не детские вопросы, требуют глубоких ответов.

Если родители занимались с малышом на протяжении двух-трёх лет перед школой, формировали навыки общения, развивали любознательность, учили уважать себя, других, первокласснику будет проще приспособиться к школьным будням. Родителям дошколят пригодятся знания о том, какие умения, навыки помогут быстрее влиться в учебный процесс.

Тестирование перед поступлением в школу

Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. В реальности дело обстоит иначе: многие школы пытаются набрать «лучших», наиболее подготовленных деток. О запрете тестирования знает администрация всех учебных заведений, но выход нашёлся: проверка знаний проходит под скромным названием «собеседование».

Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний.

Детки, с которыми родители занимались с 3,5–4 лет, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в выбранное учёбное заведение.

Подводные камни

К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре.

Причин несколько:

  • стеснение, робость перед чужим человеком, волнение;
  • боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен;
  • особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа.

Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.

Вывод:

  • учите деток общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми;
  • чаще моделируйте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;
  • больше общайтесь сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;
  • учите задавать вопросы, развивайте любознательность;
  • напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;
  • учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;
  • учите преодолевать робость.

Плюсы собеседования

Некоторые родители перед началом тестирования были отрицательно настроены, но после наблюдения за ребёнком, беседы с психологом изменили своё мнение. В чём причина?

Взрослые увидели сына или дочку «со стороны», понаблюдали за реакцией будущего первоклашки на вопросы психолога, поняли сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дали полезные советы, подсказали, на что обратить внимание.

Были выгоды и для будущего первоклашки:

  • ребёнок впервые остался один на один с настоящим учителем, попытался общаться сам, без родителей;
  • нередко собеседование проводит «комиссия» из завуча, психолога, логопеда, педагога начальных классов. При поступлении в языковую школу часто присутствует учитель иностранного языка. Беседа с несколькими педагогами, проведённая правильно, позволяет понять, что начинается новый, «взрослый» этап жизни;
  • нередко родители выбирают из двух-трёх школ, особенно, если уровень знаний высокий, позволяет «замахнуться» на лицей или гимназию. После первого собеседования деткам было проще на втором, третьем тестировании: они не терялись, уверенно отвечали на вопросы, выполняли задания.

Важно! Собеседование принесёт пользу, если проводит его профессионал, трепетно относящийся к детям. Иногда бывает, что психолог проявляет предубеждение, нетактичность по отношению к отстающему ребёнку, «давит» его вопросами, нечётко формулирует задания. После такого разговора у мальчика или девочки часто появляется неуверенность в своих силах, а родители чувствуют себя униженными от характеристики, данной сыну или дочке.

Уровень знаний перед школой

Вопросы на собеседовании:

  • Как тебя зовут (полные данные)?
  • Имя-отчество мамы, папы (Иванова Анна Ивановна, а не «мама Аня»).
  • Полный адрес проживания.
  • Сколько тебе лет? Сколько было год назад или будет через два года?
  • Чем занимаются родители?
  • Зачем ты идёшь в школу?
  • Расскажи, чем ты любишь заниматься.
  • Где левая/правая рука?
  • Опиши картинку.
  • Расскажи стихотворение.
  • Прочти короткий текст.

Часто психологи предлагают эти вопросы и задания:

  • Какое сейчас время года?
  • Чем отличается осень от весны?
  • Каких домашних животных ты знаешь?
  • Каких диких животных ты знаешь?
  • Найди в группе лишний предмет (яблоко среди овощей).
  • Кто такой врач (учитель, почтальон, доктор и так далее)?
  • Расскажи, чем отличается автобус от троллейбуса.
  • Назови цифры и числа до 10 или 20.
  • Реши примеры на сложение/вычитание.
  • Реши задачу.
  • Расположи цифры по убыванию /возрастанию.

Будущий первоклашка должен быть готов к таким заданиям:

  • Назови цвета, оттенки.
  • Расскажи, чем отличаются картинки.
  • Подели булочку поровну, на две/три части.
  • Напиши под диктовку или спиши с доски.
  • Нарисуй зайца (медведя, человека).
  • Найди в слове нужную букву.
  • Покажи гласные/согласные.
  • Назови слова на заданную букву.
  • Сравни предметы по длине/ширине/высоте.
  • Обведи рисунок по контуру.
  • Покажи, заштрихуй (закрась) яблоко/треугольник/круг.
  • Проведи волнистую и прямую линию.

Обратите внимание! При поступлении в школу с физико-математическим уклоном часто дают несложные задачки на логику, для языковых заведений педагогу важно понять, имеет ли ребёнок склонность к иностранным языкам.

Психологическая и эмоциональная готовность

Многие учителя и психологи считают: этот пункт – самый важный. Если ребёнок не осознаёт, зачем ему школа, стесняется окружающих, не умеет принимать установленные правила, то учиться, чувствовать себя частью коллектива будет очень сложно.

Дорогие родители! Честно дайте ответы на вопросы:

  • Знает ли ребёнок правила, требования, которые ждут его с первых дней учёбы? Готов ли будущий первоклассник принять их?
  • Может ли ребёнок в 6–7 лет спокойно высидеть хотя бы 30 минут?
  • Может ли юный ученик внимательно слушать учителя (соблюдать дисциплину, выполнять задания)?
  • Существует ли у сына или дочки самоконтроль за поведением?
  • Различает ли маленький проказник места, где можно играть, веселиться и спокойно сидеть, изучать что-то новое?
  • Готов ли ребёнок подчиняться установленным нормам и правилам?
  • Есть ли у него мотивация к учёбе?
  • Умет ли ладить с другими детками, без кулаков отстаивать своё мнение?

Большинство ответов положительных? Не переживайте за будущего первоклассника, вхождение в учебный процесс пройдёт достаточно гладко.

Чем больше отрицательных ответов, тем сильнее нужно задуматься родителям. Если без пяти минут первоклашка психологически не готов в школе, ему будет сложно чувствовать себя комфортно в новой обстановке.

Что делать? Посоветуйтесь с хорошим психологом, попробуйте наверстать упущенное. Дополнительные занятия помогут сгладить острые углы при переходе в новую среду. Чем раньше вы проверите психологическую и эмоциональную готовность к обучению, тем проще исправить недочёты.

Невнимание к проблеме, надежда «на авось» нередко провоцирует проблемы:

  • появляются психологические травмы у сына или дочки;
  • часто возникает отвращение к учёбе;
  • маленький ученик не хочет идти в школу. Появляются надуманные предлоги «болит живот/голова/нога», «сегодня первого урока нет» и так далее;
  • постепенно развивается упрямство или, наоборот, ребёнок становится слишком податливым, «затурканным», готовым выполнять все требования, лишь бы его не ругали;
  • исчезает желание проявлять своё «Я», маленькая личность прячется в «скорлупу»;
  • детки боятся переспросить, не понимают материал, пытаются заслужить уважение друзей не знаниями, а неординарными поступками или рискованными выходками. Некоторые неуспевающие ученики становятся «местными клоунами», дразнят ребят, срывают уроки, но боятся рассказать о своих проблемах с учёбой, учителем, одноклассниками;
  • маленькие проблемы постепенно обрастают новыми, ребёнка сложно мотивировать для получения знаний.

На странице узнайте инструкцию по применению препарата АкваМарис Строг для детей раннего возраста и подростков.

Необходимые общие навыки и умения:

  • часы, дни недели, месяцы, времена года;
  • звери, птицы, домашние животные;
  • овощи, фрукты, растения, кустарники, деревья;
  • всё о себе и родителях;
  • названия профессий;
  • погодные, природные явления;
  • праздники;
  • свои увлечения;
  • интересы семьи;
  • понятия «лево-право»;
  • цвета и оттенки;
  • желание учиться, понимание, что детки делают в школе.

Учителя обращают внимание, развиты ли у будущего первоклашки навыки:

  • чтения;
  • пересказа;
  • развития речи, зрительной, слуховой памяти;
  • логического мышления;
  • счёта;
  • ориентирования в пространстве.

Важен уровень интеллектуального развития, осознание себя более взрослым. Грамотный, умный ученик всегда вызывает уважение.

Возьмите на заметку:

  • многие родители считают, что «переученному», много знающему, первокласснику будет скучно на уроках, ведь он уже считает до 100, а одноклассники решают примеры до 20-ти;
  • родители правы, но в такой ситуации ребёнку будет проще адаптироваться в классе, показать себя с лучшей стороны. Хуже, если первоклашка не успевает за школьной программой.

Поступление в первый класс-это дело серьезное и родители заранее задумываются о подготовке ребенка к школе. В настоящее время требования к подготовке детей возросли и часто во многих школах проводится психологическое тестирование ребенка.

Родители все чаще воспринимают тестирование будущего первоклассника, как настоящие экзамены и очень переживают, как ребенок пройдет это тестирование. И начинают готовить не столько к школе, сколько к прохождению тестирования. К счастью, сейчас в интернете можно найти все, что хочешь и психологические тесты для будущих первоклассников в том числе. Давайте подумаем, нужно ли это и зачем проводится такое тестирование?

Тестирование в общеобразовательной средней школе проводится с целью выявления уровня развития умственных способностей будущего первоклассника. Обычно с ребёнком проводит беседу школьный психолог, который определяет психологическую готовность малыша к школе и выявляет слабые стороны ребенка.

Означает ли это, что для малышей, не получивших специальную подготовку, шансы на зачисление в первый класс приближаются к нулю? Конечно, нет, ведь всех детей, достигших школьного возраста, принимают в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от их уровня подготовки. Прием закрепленных лиц в школы всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки от 15.02.2012г. №107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения».

Отсюда следует, что в школу примут любого ребенка, достигшего школьного возраста. Так что не стоит бояться тестирования, если его проводят в вашей школе. В то же время, не стоит игнорировать результаты тестирования и рекомендации психолога.

Давайте вернемся к цели тестирования, а целью является выявление умственных способностей. Значит, тестирование показывает сильные и слабые места в готовности ребенка к школе. И, если есть эти , то стоит летом приложить максимум усилий, чтобы их ликвидировать и подтянуть знания-умения ребенка там, где нужно. Не стоит заранее переживать, что это трудно и хлопотно. Большую часть подготовки можно делать легко, между делом, без специальной подготовки и напряжения. Надо только знать, на что обратить внимание и как это развивать.

Вот об этом и пойдет речь на вебинаре для родителей будущих первоклассников

На вебинаре продолжим тему тестирования будущих первоклассников, а сейчас хочу отметить одну ошибку, которую совершают многие родители. Родители вспоминают, как сами когда-то готовились к экзаменам и начинают так же готовить и ребенка. Что получается в итоге?

Ребенок выучил дома с мамой и папой все вопросы, знает на них правильные ответы, он выполняет без ошибок все задания, которые ему показали. И вот приходит такой малыш на тестирование и молчит. Просто молчит или отвечает на многие вопросы неправильно, задания выполняет не так, как нужно. И результаты тестирования получаются совершенно не такими, как ожидалось. Почему? Куда делись все те умения и знания, которые родители ребенку дали?

Все очень просто. Ребенок переволновался. Он ведь понимает, как важно сделать все правильно, родители об этом много раз говорили, и теперь малыш просто боится сделать ошибку. Он решил, что лучше молчать. Или психолог задал вопрос несколько иначе и ребенок не сообразил, что надо ответить. Все знания и умения ребенка никуда не пропали, но в данной стрессовой ситуации ребенок просто все забыл, не смог показать свои знания психологу. Значит, результаты тестирования будут ниже, чем хотелось бы родителям.

Не стоит заучивать вопросы. Гораздо лучше, если родители просто , дают те знания, которые он должен знать в своем возрасте и не возводят тестирование в ранг решающего экзамена. Если ребенок придет спокойным, не будет бояться подвести родителей, то он пройдет тестирование лучше и легче. А те слабые места, которые выявит психолог, вы легко сможете подтянуть летом. Благо, для этого есть много игровых упражнений и простых заданий. Вот об этом на

Дети воспринимают мир как нечто потрясающее и волшебное. А что может так отражать волшебство, как ни кулинария: берутся разные продукты, смешиваются, варятся-парятся и получается что-то абсолютно новое - красивое и вкусное блюдо. Но многие

Дети воспринимают мир как нечто потрясающее и волшебное. А что может так отражать волшебство, как ни кулинария: берутся разные продукты, смешиваются, варятся-парятся и получается что-то абсолютно новое - красивое и вкусное блюдо. Но многие родители не хотят или попросту бояться учить детей готовить. Давайте разберемся, почему учить ребенка готовить еду нужно, и развеем страхи взрослых.

Научить ребенка готовить еду нужно и полезно , потому что:

  • Вы получите новый способ развития мелкой моторики ребенка : он научится украшать пироги и торты присыпками, перебирать крупу, солить пищу, лепить пирожки и пельмени.
  • Вы сможете пополнить словарный запас ребенка вообще и в тематических областях в частности (кухонная утварь, продукты питания, речевые обороты, принятые в кулинарии).
  • Вам удастся проводить с ребенком больше времени , что называется, без отрыва от производства.
  • Кулинария предоставляет практически неограниченное пространство для реализации творческого потенциала , который требует внимания с самого детства.
  • Умение готовить поможет ребенку учиться быть самостоятельным и независимым.
  • Вы научите ребенка экономить . И не только деньги, но и время (как минимум, ваше). Когда ребенок будет постарше, он, уже имея навыки и пристрастие к приготовлению блюд, научится выбирать нужные, оптимальные для рецепта и вашего кошелька ингредиенты. Он начнет ценить то, что родители тратят деньги, время и силы, чтобы приготовить вкусную и полезную пищу на всю семью. А со временем он станет активно помогать вам, чтобы вы могли обратить внимание на другие важные для вас задачи.
  • Вы покажете и докажете ребенку, что домашняя пища лучше , полезнее и вкуснее, чем полуфабрикаты, фаст-фуд или блюда из кафе/ресторана. Потому что в данном случае все сделано, как сейчас любят говорить, с индивидуальным подходом и главное - с любовью...
  • …Вы научите ребенка заботиться . Помните, многие из нас говорят, что для себя готовить не интересно, скучно, лениво. Но если вы готовите для супруга, ребенка, родных или друзей, появляется естественная мотивация - порадовать их и самим блюдом, и его видом, и подачей. Разве это не проявление искренней заботы? В процессе приготовления вы лишний раз (хотя разве он лишний?!) подумаете о тех, кого любите, и выразите эту любовь предметно и... вкусно!

Готовим с детьми без страхов и отговорок

«Готовить с ребенком? Боже, это такой стресс!»

А если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то готовить с детьми - это удовольствие, главное - побороть страхи и заблуждения родителей на этот счет.

Решение. Не давайте ребенку острый нож, предложите ему столовый или пластмассовый, которым он из-за отсутствия навыка резать будут очень медленно. При этом обязательно донесите до ребенка мысль, что нож потенциально опасен, поэтому пользоваться им нужно предельно аккуратно и только в присутствии взрослых.

Решение. Может! Если вы не скажите, что плита и духовка очень горячие. А еще лучше дать ребенку возможность убедиться в вашим словах. Пусть при вас поднесет ладошку на безопасное расстояние но так, чтобы при этом почувствовал, что идет жар.

Решение. Ну что ж, к этому нужно быть готовым. Но только от вас зависит то, как будет вести себя ребенок, поймет ли культуру поведения на кухне во время приготовления. Главное - не ругайте ребенка, не повышайте голос. Если вы поставили задачу - научить ребенка готовить, то этот навык должен иметь только позитивные ассоциации. Учеба не дается легко, но если ребенок будет видеть ваш энтузиазм, чувствовать поддержку и любовь, то и сам не просто научится готовить, но и полюбит это делать.

Решение. С этим не поспоришь. Но с чего-то же нужно начинать, если вы понимаете, что этот навык ребенку необходим. Поначалу давайте ребенку самые простые легкие задания, наблюдайте, как он их выполняет, помогайте, советуйте. При этом очень важно сохранить атмосферу легкости и даже игры, чтобы ребенку было интересно и весело, чтобы так формировался позитивный образ приготовления блюд. Со временем усложняйте задания ребенку. В данной ситуации «утешать» вас должно то, что вложив силы сегодня, вы сможете сэкономить их завтра, когда ребенок будет помогать уже всерьез, а возможно, и вовсе возьмет «готовку» на себя.

Решение. Стоит оговориться, что обычно это касается мам девочек. Женщины рассуждают, что со временем дочка в любом случае будет готовить себе, а потом и на всю семью. Давайте задумаемся: а будет ли готовить? Если не умеет, если привыкла, что ее кормят другие, если считает кулинарию каторжным трудом, который отвлекает от себя, любимой, от других более интересных дел... Конечно, если появится необходимость, она научится готовить, но сумеет ли полюбить это занятие, сможет ли найти мужчину, который лояльно отнесется к ее неумению и нежеланию готовить. Конечно, вы можете сказать, что современные мужчины все чаще проявляют толерантность в этом вопросе. Однако не стоит забывать, что в жизни любой женщины однажды наступит период, когда она будет сидеть дома с ребенком и тут уже, безусловно, будет готовить ему и мужу. Представляете, как ей будет сложно переиначить свое отношение к приготовлению еды? Ведь в противном случае, она ежедневно будет страдать и готовить, готовить и страдать. Зачем такие сложности?