В 5 лет скудная речь ребенок молчун. Невеликие молчуны

Такие дети встречаются довольно часто. Их поведение называют выборочным мутизмом. По-латыни это «немой». Такой ребенок разговаривает не со всеми. Другие же, пусть хоть на голову станут, не дождутся от него ни слова. Сразу же отметим, что с такими детьми как можно раньше нужно обратиться в кабинет невропатолога и психолога. Но врачи не помогут, если в этой проблеме родители не будут действовать совместно со специалистами.

Как научить ребенка разговаривать? Для начала нужно понять для себя, что дети-молчуны не всегда слишком застенчивы. Ведь застенчивость — проявление слабости характера, а молчуны — дети с очень сильным характером, железной волей и даже упрямством. Вы, конечно, согласитесь, что молчать как немой и отказываться от вербального общения (даже если обещают заветные подарки) может ребенок с изрядной выдержкой. При этом он видит, слышит, понимает. Он очень внимателен. А внимательный для того, чтобы выработать удобную для себя тактику и стратегию и в дальнейшем безошибочно воздействовать на других, навязывая свою волю. На языке психологии эта модель поведения называется «скрытое стремление к лидерству». Действительно, ощущение своей исключительности, а вовсе не застенчивость является причиной отказа от общения. Первопричины могут быть разными. К ним относятся собственно дефекты речи: ребенок с высоким интеллектом уже может сопоставлять свое затрудненное вещание с нормальным у сверстников и взрослых.

Как правило, молчуну хочется возглавлять, верховодить, но это не всегда получается. Следовательно, надо привлечь к себе внимание любой ценой, пусть даже молчанием. Часто му-тизм, незаметный в своем первоначальном проявлении, закрепляется в неблагополучных семьях. Матери-одиночке приятно, что своему ребенку-молчуну она особенно нужна, необходима, незаменима как его «переводчица», заместитель.

Педагог Т. Шишова и детский психиатр И. Медведева придумали целый ряд психологических этюдов, которые способствуют преодолению молчаливости ребенка. У них эта черта является не у ребенка, а у другого персонажа. Прочитайте вместе с малышом этот рассказ и попросите его придумать развитие и завершение сюжета.

Собака потерялась

Однажды на прогулке от хозяина отстала собака и потерялась. Собаке хотелось есть и было страшно потому что на улице уже было темно. Прохожий ее заметил и спросил:

— Песик, ты чей?

Собака ничего не ответила.

— Если молчишь, значит, ничей, — проронил прохожий и ушел.

А собака осталась дрожать от холода и страха на пустынной улице. Появилась девочка. Она сказала:

— Щеночек, бедненький, я тебя отведу к хозяину, домой, а то ты совсем замерз.

Песик очень хотел рассказать девочке, по какому адресу он проживает и кто его хозяин, но он все-таки промолчал. И девочка пошла, так и не дождалась ответа. Между тем наступила ночь, пошел дождь (или снег), собака заскулила от страха …

Постепенно молчун «созреет» до обычного словесного общения с людьми. Но если не корректировать молчуна-дошкольника, его личность может быть серьезно и необратимо деформирована. Поэтому важно сохранять спокойствие, выдержку и добиваться того, чтобы ваша воля превосходила волю ребенка. Ведь, как уже отмечалось, интеллект у детей с выборочным мутизмом, как правило, высокий, они быстро и правильно оценивают соотношение сил.

Как научить ребенка разговаривать?

Немедленно вводить таких детей в коллектив сверстников.

Поощрять, подталкивать к разговорам и всячески хвалить за первые слова и фразы.

Такой ребенок, поддавшись на просьбы и что-нибудь ответил, должен почувствовать, что победил не взрослый, а он, малыш.

Не заискивать перед мутистом и не быть слишком строгим. В этом случае важна золотая середина.

Постоянно создавать специальные ситуации, которые заставляют молчуна говорить: приводить ребенка в детские магазины, в отдел игрушек, к лотку с мороженым, конфетами, киндер-сюрпризами. Захочет — публично обратится к матери, и это уже будет пусть небольшая, но ваша победа.

Овладение осмысленными звуками у ребёнка, как правило, начинается с полугода. К году у малыша уже есть определённый словарный запас, который в период с года до трёх лет стремительно пополняется. К четырём годам ребёнок уже может описать события, рассказать, что видел в течение дня, с кем встречался, что кушал.

А если к этому времени ребенок лишь изъясняется с помощью жестов, в то время как его сверстники уже строят предложения, на это стоит обратить внимание. Обычно, родители в такой ситуации не понимают, как правильно поступить: обращаться к врачу или еще подождать? Тем более, что их переживания совсем не беспочвенны – ведь, если малыш не научился разговаривать за первые годы жизни, то дальше ему будет гораздо труднее.

Теперь разберемся подробнее, почему наш ребенок молчун, почему ребенок — малыш не говорит, а другие ровесники лепечут — не остановишь!

Основными причинами отсутствия речи у малыша являются:

Поражение или отсутствие слуха. Если малыш плохо слышит, то, следовательно, и плохо воспринимает звуки и речь окружающих. А это приводит к определенным нарушениям в произношении слов, и, как следствие, к тяжелому и позднему овладению собственной речью.

Наследственность. В случае, если отец, или мать, или оба начали разговаривать относительно поздно, малыш может также заговорить позже своих ровесников. Но, в возрасте трёх лет ребёнок обязательно должен разговаривать и изъясняться простыми предложениями.

Ослабленный детский организм в результате тяжелых или хронических заболеваний либо недоношенности вполне может стать причиной задержки созревания центральной нервной системы малыша, а, следовательно, и речи.

Перенесенная гипоксия , вследствие обвития пуповиной, родовая травма, внутриутробное отравление либо инфицирование лекарственными препаратами.

Общая задержка развития вполне может быть причиной задержки речи.

Обычно и ходить, и разговаривать раньше начинают девочки, чем мальчики. Бывают случаи, когда малыши, которые долго молчали, буквально за 1,5-2 месяца навёрстывают и заполняют этот пробел в развитии, начав разговаривать сразу осмысленными предложениями.

Если проблема с речью действительно явная, то первое, что необходимо сделать – установить настоящую причину молчания или плохого произношения у ребенка. Для этого необходимо пройти комплексное . Протестировав малыша, логопед определит, соответствует ли нынешняя речь ребенка уровню его умственного развития. Для того, чтобы подтвердить диагноз малыш отправится к психоневрологу, который обязательно спросит о протекании и родов мамочки. ЛОР-врач протестирует слух и артикуляционный аппарат малыша. Причиной нарушения речи вполне могут быть такие проблемы, как короткая подъязычная уздечка или проблемы со слухом, вот в кратце — почему ребенок не говорит, почему ребенок молчун.

Но и самим родителям необходимо действовать. Обследование у специалистов нужно провести, когда малышу исполнится два-три года. И обязательно общаться с крохой, разговаривать как можно больше. Задавать вопросы, терпеливо дожидаться ответов. Ни в коем случае не кричать на малыша, не ругать и не сравнивать с ровесниками. Помните, что ваша любовь и терпение помогут преодолеть любые преграды.

Чтобы окончательно успокоить родителей, нужно помнить, что граф Толстой, химик Менделеев и великий Энштейн — молчали практически до 5 лет и их считали умственно отсталыми!!! Их родители тоже очень переживали, почему ребенок не говорит, почему ребенок молчун — вот бы все наши молчуны стали такими знаменитыми талантами!

«МОЛЧУНЫ» И «ГОВОРУНЫ»

Сегодня мы предлагаем поговорить о детях «говорунах» и «молчунах». Каждый ребенок индивидуален, и уже после года можно определить «молчун» он или «говорун».

«Говоруны» отличаются повышенной активностью к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке (особенно если можно все потрогать), знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера. Говорить «говоруны», начинают намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них – это слышать правильную речь, все остальное они сделают сами.

Такие дети вызывают у родителей чувство гордости! Они демонстрируют своим знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности кажутся безграничными, с таким ребенком постоянно разговаривают, и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, ему рассказывают, показывают, ставят кассеты, читают сказки и т.д. И все он понимает, все с интересом слушает. И, казалось бы, все идет прекрасно. Но иногда такой ребенок почему–то плохо спит, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым, капризным. Это происходит потому, что еще слабая неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, который обрушивается на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых). Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.

«Молчуны» склонны к созерцанию. Для них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо созревать. Они тяжело и медленно привыкают к переменам. «Молчунам» очень важно, чтобы их понимали. У таких детей затягивается период нарастания активного словаря. Они почти не пользуются словами, заменяя их жестами и мимикой. После периода молчания у «молчунов» появляется много новых слов, даже очень трудных для произношения.

Чем опасен такой путь развития речи? Когда активный словарный запас растет медленно, но относительно равномерно, то артикуляционный аппарат ребенка постепенно совершенствуется на простых по звуковому составу словах. А если малыш как бы вдруг начинает пользоваться сотней новых слов, то возможно появление многих дефектов звукопроизношения. Однако если «молчун» не заговорил к 3 – м годам немедленно обращайтесь к неврологу и логопеду.

Ребенок «молчун». Что делать?

Если по каким-то причинам вас не устраивает речь вашего ребенка, спросите себя:

1. Достаточно ли вы говорите с вашим ребенком?

2. Доступны ли ваши фразы для понимания малыша?

3. Достаточно ли четко вы проговариваете слова, звуки, окончания, предлоги? Не торопитесь когда говорите?

4. Сформирована ли потребность в общении у вашего ребенка?

Физические параметры

Для начала необходимо выяснить все ли в порядке в строении артикуляционного аппарата. Сейчас увеличивается количество детей с укороченной подъязычной связкой. Если ваш малыш не может поднять язычок к небу, то вам следует обратиться за консультацией к хирургу – стоматологу.

Даже при незначительном снижении слуха речевое развитие может значительно задерживаться.

На что обратить внимание:

  • реагирует ли ребенок на шепотную речь;
  • чтобы понять, что говорит взрослый, ребенок внимательно смотрит на его губы или поворачивается к говорящему одним боком (тем ухом, где более сохранен слух);
  • ребенок говорит громче обычного.

Если физические параметры в норме, тогда причиной отсутствия речи могут стать психологические факторы. Часто мамы и бабушки настолько хорошо понимают свое чадо и стараются предвосхитить все его желания, что ему попросту становится незачем говорить. Зачем говорить – и так все меня понимают (гиперопека).

Другая причина – взрослые ограничиваются только называнием предметов. Родители ошибочно полагают, что стоить научить называть ребенка предметы, и он заговорит сам.

Говорите необходимо обо всем:

Как называется предмет.

Какой он.

Для чего предназначен.

Что вы с ним делаете.

Что может получиться после взаимодействия с этим предметом.

Озвучивайте свои действия и действия самого ребенка. Постарайтесь добиться от ребенка активного ответа: словом, жестом, мимикой. Помимо просьб: «Покажи, где глазки у куколки?», «Дай пирамидку», «Принеси свои сапожки», «Сделай ладушки», должны звучать просьбы: «Скажи…», так как поручения, предполагающие действие , не стимулируют ответ словом.

От чего зависит переход слова из пассивного словаря в активный?

От доступности произношения звуков. Например: слово мама состоит из легко произносимых звуков, а слово Лариса – ребенок сможет произнести к 5 годам.

От того, как часто вы употребляете это слово.

От того, необходимо ли это слово ребенку чтобы выйти из затруднительной ситуации или нет.

Общение с ребенком должно быть эмоциональным. Меняйте интонации голоса. Например: медведь – низкий голос, мышка – высокий.

Ребенок всегда должен знать для чего он выполняет ваше поручение.

Например: Покорми куколку, она кушать хочет.

Каждая минута общения с вами должна доставлять ребенку радость, проявляйте бурный восторг при каждой голосовой реакции ребёнка на ваш вопрос, на появление нового слова.

Порой у взрослых не хватает терпения дождаться от ребенка ответа словом. Взрослый ждет ответа через 0,4 – 0,6 секунды, а малыш до 1,5 лет это может сделать только спустя 30-40 секунд и то после нескольких просьб. И как бы взрослый не пытался ускорить этот процесс, его попытки вряд ли будут успешны: в данном возрасте зачастую процессы торможения преобладают над процессами возбуждения.

Еще одна причина отсутствия речи может заключаться в том, что в комнате, где чаще всего играет малыш слишком много предметов, с которыми он может играть без помощи взрослого. Здесь взрослый не нужен, малыш может занять себя сам. В этом случае ребенок тоже не получает необходимого образца речи. Необходимо сократить бесчисленное число игрушек и разнообразных предметов, оставив лишь немногие. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик. Если вы замечаете, что ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте в его присутствии организовать совместную игру с другим партнером. Два взрослых могут катать друг другу тот же мячик, по-детски ликуя и радуясь. И вы увидите, что и малыш захочет немедленно занять место одного из них.

Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Важным оказывается и то, какую книгу рассматривать вместе: редкую, красиво оформленную, или простенькую, с нечеткими, бесцветными иллюстрациями. Очень часто родители берегут хорошие, красочные детские издания до лучших времен: ребенок маленький, может порвать, и потому начинают знакомство с тех, и которым и сами относятся без уважения. И потому перед ребенком наряду с кучей предметов появляется еще и груда измятых и изорванных книг, содержание которых вне поля зрения ребенка. Стоит ли удивляться, что малыш их не рассматривает.

Попробуйте показать ребенку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите ее на видное, но недосягаемое место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием незаурядным и праздничным. Постепенно ребенок сможет принять участие абсолютно во всех «взрослых» занятиях, станет соучастником всех его дел. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать, без устали осваивать загадочно удивительный мир - мир прежде всего людей, а затем - предметов.

Следующая причина.

Так как речевые умения ребёнка ещё крайне ограничены и ему сложно повторить слово за взрослым, ребёнок изобретает слова сам . Таких слов собственного изобретения у малыша может быть много. Одним словом ребёнок может назвать сразу несколько предметов в зависимости от ситуации.

Взрослых умиляет лепет их чада, особенно дедушек, бабушек, тетушек. Они вдруг теряют способность разговаривать нормально и начинают коверкать слова – «сюсюкать».

Нам бы хотелось, чтобы вы объяснили людям, окружающим ребёнка, что во всем необходимо чувство меры. Намеренно искаженная речь очень вредна. Как правило, малыш, у которого много сюсюкающих нянек застревает на этапе суррогатной речи и как следствие – родители платят огромные деньги за занятия с логопедом.

Лучший способ общения с ребенком в данном возрасте – это дать ребенку возможность говорить доступным для него образом и в тоже время взрослый должен проговаривать слова так, как ребенок будет произносить их чуть позже, например: часы – «тик-так», спать – «бай-бай» и т.д. (О.Громова «Методика формирования начального детского лексикона»).

Многие родители стремятся, чтобы ребёнок скорей заговорил, пытаются дать ему словесный образец. Например: «Скажи – часы, скажи - …., скажи…» Подобные понукания, как правило, вызывают негативную реакцию. Ребенок должен сам захотеть сказать слово, а Вы должны создать для этого необходимые условия.

Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Его не понимают – он капризничает. Выражает свое недовольство плачем и криком, отказывается что-либо делать, выражает протест, интенсивнее прибегает к жестам. Ни в коем случае не запрещайте использовать жесты в общении. Проявление жестов говорит о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Не волнуйтесь: при появлении речи ребенок станет меньше жестикулировать. Желаем Вам успехов!

04.11.2010

«Нашему мальчику уже 2,5 года, а он еще не разговаривает... Причем ВООБЩЕ не разговаривает. Мычит, гукает и все... Очень волнуюсь! Может, это признак каких-то заболеваний?»

Отмечено, что овладение активным словарем имеет характер «взрыва» - еще месяц назад ребенок молчал и вдруг заговорил так, что и остановить невозможно. Такая внезапность, считают некоторые ученые, происходит потому, что дети в 1,5 года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет название, которое можно узнать у взрослого. Однако есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Часто это зависит от темперамента и особенностей натуры, а не от здоровья ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. А спокойный, склонный к созерцанию малыш долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание «высказаться».

Немаловажную роль играет и отношение окружающих. Если мама малыша все время молчит, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается. Или другая крайность - мама постоянно разговаривает, но не ждет ответной реакции, лишая ребенка всякой инициативы. Считается, что поздно начинают говорить дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно пальцем шевельнуть, предупреждая каждое желание. Такой ребенок, действительно, медленнее будет пополнять свой словарный запас.

А между тем уже на 7-8-м месяце жизни малыш может понимать многие слова. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый, умеет искать их глазами. Мама спрашивает: «Где часы?», а малыш смотрит на будильник, улыбается и рассматривает его. Такие игры полезны для понимания значения отдельных слов.

До определенного возраста число знакомых ребенку слов значительно превосходит число активно произносимых: «Все понимает, а сказать не может». У некоторых детей этот период развития пассивной речи сильно затягивается.

Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям - не отстает ли их чадо в умственном развитии, все ли в порядке с его здоровьем?! Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные малыши. Разумеется, если ребенок сильно отстает в физическом плане (например в 2 года только научился сидеть), то он и разговаривать начнет поздно.

Доказано, что большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными. Еще чаще бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2-2,5 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в развитии тех, кто «мама, папа, дай» сказал уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться об умственном здоровье, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего два-три слова.

Запомните! Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно малыш заговорит!

Тем не менее врачи бьют тревогу, в последнее время появилась тенденция более позднего развития речи детей. Причин тому немало. Не последнюю роль играют наследственность, стрессы матери во время беременности, пренебрежение здоровым образом жизни, осложнения при родах, неблагоприятные экологические условия. Эти факторы влияют на развитие головного мозга, а в дальнейшем - на психическое и физическое развитие ребенка. Поэтому не лишним будет показать «молчуна» невропатологу, а также обратиться к опытному логопеду, который проверит состояние артикуляционного аппарата. Если это действительно необходимо, ребенку подберут соответствующий метод коррекции. Специалисты утверждают, что на ранних этапах психокоррекция и занятия с логопедом дают очень хороший эффект.

И Вы еще успеете устать от выступлений вашего маленького Цицерона!

Отмечено, что овладение активным словарем имеет характер «взрыва» — еще месяц назад ребенок молчал и вдруг заговорил так, что и остановить невозможно. Такая внезапность, считают некоторые ученые, происходит потому, что дети в 1,5 года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет название, которое можно узнать у взрослого. Однако есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Часто это зависит от темперамента и особенностей натуры, а не от здоровья ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. А спокойный, склонный к созерцанию малыш долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание «высказаться».

Немаловажную роль играет и отношение окружающих. Если мама малыша все время молчит, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается. Или другая крайность — мама постоянно разговаривает, но не ждет ответной реакции, лишая ребенка всякой инициативы. Считается, что поздно начинают говорить дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно пальцем шевельнуть, предупреждая каждое желание. Такой ребенок, действительно, медленнее будет пополнять свой словарный запас.

А между тем уже на 7-8-м месяце жизни малыш может понимать многие слова. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый, умеет искать их глазами. Мама спрашивает: «Где часы?», а малыш смотрит на будильник, улыбается и рассматривает его. Такие игры полезны для понимания значения отдельных слов.

До определенного возраста число знакомых ребенку слов значительно превосходит число активно произносимых: «Все понимает, а сказать не может». У некоторых детей этот период развития пассивной речи сильно затягивается.

Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям — не отстает ли их чадо в умственном развитии, все ли в порядке с его здоровьем?! Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные малыши. Разумеется, если ребенок сильно отстает в физическом плане (например в 2 года только научился сидеть), то он и разговаривать начнет поздно.

Доказано, что большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными. Еще чаще бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2-2,5 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в развитии тех, кто «мама, папа, дай» сказал уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться об умственном здоровье, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего два-три слова.

Запомните! Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно малыш заговорит!

Тем не менее врачи бьют тревогу, в последнее время появилась тенденция более позднего развития речи детей. Причин тому немало. Не последнюю роль играют наследственность, стрессы матери во время беременности, пренебрежение здоровым образом жизни, осложнения при родах, неблагоприятные экологические условия. Эти факторы влияют на развитие головного мозга, а в дальнейшем — на психическое и физическое развитие ребенка. Поэтому не лишним будет показать «молчуна» невропатологу, а также обратиться к опытному логопеду, который проверит состояние артикуляционного аппарата. Если это действительно необходимо, ребенку подберут соответствующий метод коррекции. Специалисты утверждают, что на ранних этапах психокоррекция и занятия с логопедом дают очень хороший эффект.