Три типа мужчин в жизни женщины. Учителя — почему женщин больше в данной профессии, чем мужчин? Почему учителя больше женщины чем мужчины

Учитель – одна из главенствующих профессий в жизни общества, которая возникла как желательность обучения и воспитания последующих поколений, для того чтобы они быстрее и успешнее вошли в жизнь общества. Учителя и учительство общеизвестны с древних времен, но самой популярной профессией стали не так давно. Один век назад большая часть населения развитых стран была вынуждена решать проблемы обучения и воспитания при помощи, так сказать, семейной педагогики, которая несла в себе и положительные и отрицательные моменты.

Некоторые представители данной профессии нанимались на работу, осуществляли присмотр, обучение, воспитание, только обеспеченными людьми. Такая работа осуществлялась или по мере необходимости или в определенных целях. Раньше, в те времена и во многих странах, то, что касалось воспитания, и обучения детей возлагалось на разных людей.

Учитель женщина

Привычная картина, знакомая с раннего возраста: первое сентября, первоклассницы и первоклассники идут в школу, бантики, первый школьный звонок и первая учительница. У каждого в детстве была первая учительница, с которой прошли рядышком школьные годы. А вот интересно, как бы изменилась школьная линейка и школьная жизнь, если бы первым учителем был мужчина. Сегодня в странах постсоветского пространства о том, что учительница и воспитатель дошкольного учреждения – это женская профессия, рассказывать никому не нужно. Можно было бы подумать, что так будет всегда.

Возьмем, к примеру, данные по России за 2008 год. Учителя женщины почти восемьдесят пять процентов от всего педагогического состава, это только по средним классам, а в городских школах процент еще больше. Если говорить про учителей младших классов, то там количество женщин вообще зашкаливает. Существует самая интересная и популярная гипотеза о том, почему так случилось, что женщин в профессии больше, истина скрыта в разделении обязанностей. Все связано: и воспитание и образование и работа по дому – с матерью, с женщиной.

Если в те времена еще можно было увидеть мужчину учителя или физиком, или трудовиком, или физруком, то сейчас это практически невозможно. Тому существует пара причин: очень маленький уровень заработной платы, и такой же уровень признания профессии в обществе. На сегодня только в некоторых учебных заведениях можно встретить мужчин в качестве преподавателей, это ВУЗы, где ими выполняется преподавательская и научно-исследовательская функции.

Учителя в других странах

Направленность «учитель-женщина» знакома не только жителям России, но и большому количеству людей в других странах. Например, за последние пятьдесят лет в Северной Америке и Европе неудержимо растёт численность женщин, принимающих участие как в системе дошкольного, так и среднего образования. В школах Америки от 65% и примерно до 85% преподавательского состава составляют представительницы слабого пола. Что касается Германии, то там из десяти учителей начального образования только один учитель мужского пола, среднего – каждый четвертый. И в высших учебных заведениях наблюдается примерно такая же ситуация, за двадцать лет количество мужчин на таких специальностях уменьшилось в два раза.

А как же мужчины учителя?

В определенный момент жизни мы все сталкиваемся с такой наукой, как педагогика, и если это так, то тогда этот вопрос касается всех. Представим себе простую ситуацию, где молодой человек, закончив ВУЗ, получив образование, идет работать в школу. А там он сталкивается с тем, что его не принимают как учителя , при этом мотивация – это женская профессия. Но те, кто посещал занятия в университете и прослушал курс по истории образования, понимает, что профессия с давних времен, начиная с Греции и заканчивая Россией в годы революции, истинно мужская.

Если проанализировать историю педагогики именно с практической точки зрения, станет понятно, что именно в СССР педагогика стала женской. Тогда и лозунги у большевиков звучали призывом о всеобщей грамотности, а как они пришли к власти: переворот, гражданская война, унесшая миллионы жизней, жизней мужчин. Именно тогда страна ощутила нехватку мужчин, а ведь армии тоже требовались мужчины. Вот тогда и были сформированы педагогические курсы для девушек. С тех пор мужчины в образовании редкость и понятие это стало очень быстро пропадать.

Учителя и воспитание

Коснемся раннего периода воспитания. Что есть семья, супруги, мама, папа, дети. Появившись на свет, ребенок видит и маму и папу. Когда родители еще сами были детьми и их чувство только зарождалось, они тогда уже знали, как отличаются друг от друга. Многими чертами и качествами отличаются они, в этом и заключается их стремление построить семью, где они и будут дополнять друг друга, образуя гармонию. И уже их ребенок начинает варьировать между папой и мамой их характерами, так ему и прививаются человеческие качества и понятия.

Папа – глава семьи он строгий, а мама – добрая и нежная. Это было идеально. А теперь представим, что ребенок попадает в школу с женским коллективом, он полностью попадает под женское влияние и получает все, исходя только из женского поведения. А ему на данном этапе развития просто необходимо общение и с мужчиной, и с женщиной. Вот так в обществе и появились слабые мужчины, и никакая армия этого не исправит. Само государство вырастило для себя не сильных полноценных юношей и девушек, а сильных женщин и слабых мужчин.

Ведь как было раньше, в девятнадцатом веке, в гимназии или школе именно учителя мужчины встречали ребенка, а женское воспитание было дома. Мальчиков зачастую воспитывал старик, далее они переходили в старший дом, где из них воспитывали настоящих мужчин, а девочек воспитывали женщины, помогая им стать полноценными женами, хозяйками, обучая не только стряпать и шить, но и общаться, и понимать мужчин. Вот тогда, в те времена, с тем воспитанием, в жизни и семье была гармония. Позже это все разрушилось и в образовании в том числе.

Учитель, какого рода профессия?

Учителя присутствовали во все времена, преподавали истину молодым. Учитель всегда был, самое главное, воспитателем, проводил в действительность, развивал личность, готовил к жизни. Ведь не зря рассуждают, что самым важным в школе, одним из интереснейших предметов и живым примером есть сам учитель. Из истории следует, что самыми лучшими, успешными учителями были мужчины. Ведь он везде лучший: повар, музыкант, художник, это невозможно отрицать.

Например, в послевоенные годы учителями работали только мужчины, это было потому, что многие, участвуя в войне, получили увечья, ранения и не могли полностью физически работать, и хотя знаний педагогических не было, они все равно многому могли научить и учили. В те годы быть учителем было уважительно, отучись четыре года и на работу, где тебя любят и ценят. У тебя значимая профессия – проводник, о чем ты им расскажешь, дашь, сыграет немаловажную роль для них, в судьбе, поможет определить профессию. Такое положение не могло не радовать, преподаватели хорошо зарабатывали, им давали жилье, не сразу, но давали. Ты был значим для общества. А сегодня ситуация кардинально изменилась, мужчин в школах нет.

Сегодня мужчине, главе семейства, очень не просто на мизерную зарплату прокормить семью. Сейчас очень много других профессий, кто пойдет работать учителем, если можно заниматься бизнесом? От очень многих сегодня можно услышать много похвалы в адрес мужчин учителей тех времен, которые научили, сумели наставить, дать почву, определиться в жизни. Многих уже нет в живых, а о них до сих пор помнят и любят.

Любая работа, связанная с людьми считается тяжелой, а работа с детьми и подавно. Но быть учителем это призвание, призвание от Бога, именно он формирует стержень поколений. Точно нельзя определить, кто на нас оказал большее влияние родители, учителя , сверстники – мы сами для себя учителя. Одна из приоритетных задач учителя – завлечь своим предметом, касаемо этого говорят, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить.

Современная школа

Так складывается, что в современной школе преобладает и женский персонал и женское воспитание, и взгляды, для самовыражения мальчиков ничего не остается, а ведь они не такие как девочки, не идут на разговоры с учителем, им бы проверить собственные силы – побороться с другими ребятами, выстоять в противостоянии как это требуется. Полное отсутствие авторитета является следствием отсутствия учителей мужчин, теряется мужская роль в жизни. Да и ежегодные изменения в школьных программах приводят к уменьшению часов по дисциплинам, которые действительно были бы интересны мальчикам. Сейчас наступил момент, когда некоторым людям стоит задуматься о школьных программах и о том, как они могут изменить чью-то маленькую жизнь.

Из всего мною написанного можно сказать только одно: я уверяю мужчина учитель – это не только нормально, но это просто необходимо, это жизненно важная составляющая современного образовательного процесса. Потому как только мужчина может объяснить многое, то, что не расскажет женщина, многие составляющие жизни, только мужчина сможет привить определенные качества, это относится как к мальчикам, так и девочкам.

Вывод один: и мужчины и учителя мужчины очень нужны образованию, но в той ситуации, которая сложилась, уже мало что можно исправить, да никто и не пытается, ведь в нашем государстве права у всех одинаковы и у мужчин, и у женщин, если будешь поддерживать одного, соответственно ущемишь права другого. Такова жизнь.

No related posts.

Светлана РОЖКОВА,
кандидат педагогических наук
Ростов-на-Дону

Особенности педагогической культуры
учителей-мужчин и учителей-женщин

Результаты исследований свидетельствуют:
гендерные особенности педагога влияют на способы
и результаты обучения

На школьных февральско-мартовских праздниках вновь звучат поздравления в адрес дорогих учителей-мужчин и любимых учительниц; проходят капустники в честь «наших мальчишек» и «самых лучших девчонок». Что придумали девочки? Чем удивят нас мальчики? Как лучше поздравить директора, что написать обэжэшнику и какой сюрприз организовать для классной? И – «не смотрите, сюда нельзя, не подслушивайте, пожалуйста» – конспирация, волнующая тайна, строгая секретность.
Казалось бы, просто традиция такая сложилась. Но почему? Зачем-то это нужно детям: объединиться всем девочкам, чтобы удивить и обрадовать мальчиков; мальчикам – чтобы с лучшей стороны проявить себя перед девочками; всем вместе – для громового-хорового праздничного приветствия учителя в день 23 февраля или 8 Марта?
Или это архаическая память срабатывает: мужская пляска, женская половина дома, разделение труда, социальные роли. Мы разные, и мы друг для друга. И у нас есть потребность это проманифестировать. Потому-то так шумно проходят в школе эти предвесенние праздники.
Есть повод задуматься: ведь стиль преподавания тоже в значительной мере определяется социально обусловленными различиями между мужчинами и женщинами. До последнего времени влияние этих различий не учитывалось педагогической практикой.

Какими мы представляем себя

Учителя-мужчины говорят о себе как о понимающих, независимых, спокойных, прямолинейных, заботливых и сильных. Они обнаруживают у себя склонность быстро принимать решения, защищать свои взгляды и помогать другим.

Учителя-женщины описывают себя как способных сочувствовать, правдивых и прямолинейных, жизнерадостных, совестливых и надежных, искренних и тактичных. Они считают, что способны анализировать ситуацию, имеют четкую собственную позицию, могут защищать свои интересы.

Но ответы на вопросы – это одно, а реальная жизнь – совсем другое. Результаты многих исследований говорят о существовании заметной диспропорции между тем, как учителя позиционируют себя, и тем, как они действуют в реальной педагогической ситуации.

Мы же через призму исследований

Многих учителей-женщин отличает завышенная требовательность к учащимся, пристрастие к контролю. В них нет готовности к изменениям. Они часто винят других, например учеников, в своих неудачах. Типичным объяснением снижения успеваемости является довод о том, что ученики стали хуже.

Определяя особенности педагогической культуры учителя-женщины и учителя-мужчины, исследователи не только анкетировали, но и наблюдали, изучали, как сам учитель анализирует стиль своей педагогической деятельности. Эта диагностическая технология позволила определить скрытые проблемные точки в профессиональной деятельности учителей разного пола.

Проблемные точки женской педагогики

Личностно-смысловые: противоречие между потребностью в профессиональном росте и необходимостью выполнения своей гендерной роли приводит к внутренним конфликтам, появлению чувства вины по отношению к семье; большая внушаемость, чувствительность к социальному давлению; ориентация на внешнюю оценку и поддержку. Не всегда получая поддержку, учителя-женщины часто берут на себя чужие обязанности, что создает дополнительное напряжение, истощает эмоциональные и физические ресурсы, вызывает обиду на окружающих. Они очень нуждаются в позитивной оценке своего труда, ее отсутствие приводит к появлению ощущений ненужности, нереализованности, бесполезности. Часто испытывают разочарование в работе, профессиональное неудовлетворение, вызванное личными взаимоотношениями, невысокой оплатой труда, низким статусом профессии, большим объемом выполняемой работы. Характерны тревожность, неуверенность в себе, боязнь успеха, зависть.

Социально-культурные особенности: широкий круг социально-культурных интересов, однако знания часто носят бессистемный, поверхностный характер. Обнаружена склонность скрывать интерес к типично мужским областям знаний или деятельности, например, к политике, компьютерным технологиям, технике. Это происходит из боязни показаться неженственными.

В профессионально-исследовательской деятельности для учителей-женщин более важны взаимоотношения в коллективе, условия труда, личностные отношения на работе и в меньшей степени – содержание деятельности. Они предпочитают хорошо известную, привычную деятельность, и даже их исследования носят в основном репродуктивный характер. Предпочитают практическую деятельность теоретической.

В коммуникативной сфере учителям-женщинам присущ межличностный способ самоактуализации, другие формы реализации своего потенциала они не используют, и это снижает их профессиональную продуктивность. Они более склонны к вербальной деятельности и хуже, чем учителя-мужчины, регулируют свое эмоциональное состояние.

Информационные трудности связаны с преобладанием вербального интеллекта над зрительно-пространственным, и это осложняет овладение современными поисковыми технологиями. При обработке информации они количество предпочитают качеству.

Проблемные точки мужской педагогической культуры

Личностно-смысловые: деятельность учителей-мужчин менее эффективна в силу того, что они часто не связывают свои долгосрочные жизненные планы со школой и чаще, чем учителя-женщины, работают по совместительству. Они не склонны рассматривать успех учеников как свой личный успех, поэтому менее заинтересованы в нем. Неудачи учеников они объясняют их ленью, глупостью, но не промахами в своей деятельности. Неудовлетворенность педагогической работой обусловлена в основном материальными условиями. У них слабо развита потребность повышать свой общекультурный уровень и расширять свои знания.

Социально-культурные проблемы учителей-мужчин в том, что они менее толерантны в социальном, личностном и межкультурном отношении, более консервативны в гендерных и национальных вопросах.

В профессионально-исследовательской деятельности они стремятся к управлению учениками, а не к сотрудничеству с ними. В своей работе больше ориентируются на глобальные цели и не всегда могут правильно сформулировать промежуточные цели и задачи своей деятельности. Им сложнее налаживать совместную работу в педагогическом коллективе, труднее строить отношения с администрацией учебных заведений, которая состоит преимущественно из женщин, а их психологические особенности мужчины знать не хотят.

В коммуникативной сфере у мужчин преобладает зрительно-пространственный интеллект, а вот вербальный развит меньше, что препятствует свободе коммуникации. Предпочитают профессиональное общение межличностному, поэтому не очень стремятся наладить тесный контакт с учащимися во внеучебное время.

В информационной сфере деятельности качество материала предпочитают объему, склонны к исследовательской работе и решению проблем, а не к поиску готового шаблона или алгоритма решения.

…Надеемся, знание этих особенностей поможет учителю в совершенствовании собственной педагогической культуры и даст ключ к пониманию педагогической культуры коллег.

Педагогика зародилась в античные времена. Ее основы заложили Платон, Сократ, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан. Ничего не замечаете? Да, вы правы, все они были мужчинами!

В школах преимущественно работают женщины. Почему-то так сложилось в нашей стране. Причем не только из-за низкой зарплаты, просто на каком-то этапе развития все почему-то решили, что воспитание - дело женское. Но школы не всегда были женской территорией. Вспомните имена Песталоцци и Ушинского, Сухомлинского и Шаталова - они не считали, что педагогика - не достойное мужчин дело, а, наоборот, видели в этом служении будущему свой гражданский долг.

И героев русской классики водили на прогулки в Летний сад именно гувернеры, а не гувернантки. Нет, я не пытаюсь уменьшить роль женщины, но факт остается фактом: матери, няни, первые учительницы, закладывали основу, но в жизни каждого, кто в дореволюционной России проходил через лицей, гимназию или училище, присутствовали мужчины-учителя. Как свидетельствует статистика, в те времена основную массу наставников юношества составляли мужчины. И государство поддерживало стремление мужчин идти в педагогику.

До революции учителя, например, освобождались от военной службы. Это при том, что мужчины в педагогике тогда составляли подавляющее большинство. Наши деды и прадеды, хорошо разбирались в образовании, настоящих интересах и потребностях своего государства, его народа. При императоре Николае ІІ расходы на образование были увеличены в семь раз. Ни какая другая страна того времени, даже наиболее развитые и богатые, не могут похвастаться подобной статистикой.

Это все было давно, а сегодня все больше и больше людей стараются отправить детей учиться за рубеж. Почему? Говорят, образование лучше... Почему лучше? Может, потому что преподают мужчины?

В странах, к уровню благосостояния которых мы стремимся дорасти (США, страны Западной Европы, Япония), состав преподавательского корпуса четко размежеван: в начальной школе больше педагогов-женщин, в средних - мужчин. Специалисты-психологи считают это правильным: в младших классах ребенок еще нуждается в заботе мамы, которую во время уроков может заменить лишь женщина. А вот в старших классах большинство западных психологов советуют передать бразды правления в мужские руки. Мужчины почти полностью «оккупировали» школы Великобритании - страны с признанным классическим образованием. Репутация английского образования складывалась веками, ее история начинается в VI веке. И сегодня в самых известных учебных заведениях, таких, как Итон, Хэрроу, Рагби, 80 процентов преподавателей - мужчины.

Несмотря на признанный всеми аскетизм английских школ, нельзя не признать высокое качество получаемого в них образования. Профессия учителя в Англии, конечно же, не достигает уровня японского сенсея, но все-таки остается одной из самых престижных. Особенно трепетно англичане относятся к приобретению этой профессии. С каждым студентом педагогического ВУЗа, кроме основных занятий, индивидуально занимается преподаватель по педагогики - «тьютор». Такими занятиями создается устойчивый контакт между преподавателями и студентами. Прикрепленный к ученику тьютор не только передает знания, а и учит мыслить и действовать самостоятельно.

До этого говорилось о престижных учебных заведениях. В обычных же школах Европы ситуация не настолько веселая. В 2011 г. во Франции, например, многие частные учебные заведения опоздали с началом занятий или вообще отказались от набора учеников, поскольку не заполнили вакансию для преподавателей. В том же году в США была потребность в 200 тысяч учителей, а выпускников с дипломом педагога оказалось всего лишь 130 тысяч. В последнее время престиж профессии учителя, к сожалению, снижается. Свидетельствует об этом и статистика, согласно которой в Германии студентами педагогических ВУЗов становятся выпускники средних школ, которые не выделяются высокими академическими достижениями. В связи с падением престижа профессии основной состав преподавателей обычных, не привилегированных школ Европы, сегодня активно феминизируется. Впрочем, как и у нас.

Исключение, по-видимому, составляет лишь Ирландия. Это маленькая, но очень энергичная страна, «земля святых и ученых», как называют ее в Европе. Здесь по праву гордятся тем, что сегодня частица людей с высшим образованием в стране на 15% выше, чем в среднем по Европейскому Союзу. Школьники изучают здесь больше предметов, чем их немецкие, британские, и французские одногодки, а профессия учителя - одна из популярных.

Но вернемся к мужчинам в школе. Почему-то вся Европа сегодня мечтает вернуть их туда. Психологи говорят, что мужчине в отношениях с учениками принцип партнерства удается реализовать полнее. Если мужчина ставит «неуд», дети не обижаются. Потому что он ставит «неуд» за работу, а не из-за злобы или бессилия (с этим, кстати, можно поспорить; как говорят, история знает случаи...). Немецкие ученые доказывают, что в «женской» модели воспитания отсутствуют мужские качества - сила, энергия, воинственность. Учительницам, даже хорошим, не хватает понимания, что молодые двенадцатилетние парни должны драться. Это нормальное мужское дело. Кстати, психологи также уважают, что присутствие мужчины-учителя необходимо не только мальчикам, но и девочкам. То, как мужчины-учителя относятся к педагогам женского пола (подать руку, пропустить вперед), ученики воспринимают как пример отношений между мужчинами и женщинами вообще.

Ой, так хотелось написать о «продвинутой Европе», где учителя-мужчины не музейные экспонаты, а оказалось, у них все так же, как и у нас. Поэтому можно гордиться: в случае с образованием проблемы у нас полностью европейские. Низкая зарплата отпугивает мужчин от такого благого дела, как педагогика. Казалось бы, вопрос можно решить: повысьте зарплату - и в школу тут же придут мужчины. Ведь, как свидетельствует опыт мировой педагогики, самый рациональный вариант расстановки кадров в системе образования - тот, при котором наивысший процент представительниц прекрасной половины имеется в начальных классах. На средней степени наиболее производительным является равное соотношение женщин и мужчин, а в старших классах – женщин-педагогов должно быть не более 15–25%. Чтобы получить такое соотношение, одного повышения зарплаты, по-видимому, мало. Нужно вернуть престиж профессии учителя. В Европе думают об этом уже свыше десяти лет. Можно попробовать поразмышлять вместе: вдруг родится что-то ценное?

Быть учителем не просто. Конечно будучи первоклашками, многие из нас хотят связать свои жизни с данным ремеслом. Ведь мы тоже хотели чувствовать власть, быть главными и наставлять других учеников. Для нас все это было лишь игрой воображения, мы строили свои представления на мнимых стереотипах нашего детства. Только повзрослее я начала понимать, какое же место учитель занимает в жизни ребенка, а в частности учитель женщина.

Согласитесь, услышав слово учитель мы тут же представляем свою классную руководительницу или любого другого преподавателя женского пола. Что же тут поделать, данный стереотип укрепился у нас самого детства и тут уж ничего не поделаешь. Хотя все же нужно заметить, что учителей мужчин в наше время ни так уж и мало и они занимают довольно значительную часть. Но все равно, все мы с вами представляем учителя женщину, хотя так было не всегда.

Если обратиться к истории появления образования и всего, что от него вытекает мы сможем увидеть, что первыми учителями были как раз таки мужчины. Они всегда были образованнее, а главное у них были права. Как не прискорбно об этом говорить, но во многих странах на протяжении всей человеческой жизни, женщины не обладали какими либо правами. Конечно случалось так, что были женщины воины и императрицы, но все это появилось в более поздний период. Именно поэтому право преподавать принадлежало только мужчинам. Время шло и нравы людей круто менялись, мужчины больше отходили к физической работе, женщина же к умственной, а то и вовсе просто занималась детьми и хозяйством.

Почему же в наши дни так много преподавателей женщин? Возможно потому, что некоторые мужчины стыдятся подобной профессии, ведь, как я уже говорила ранее, наши стереотипы устроены именно так. А может причина кроется в том, что женщина более внимательна, добра и терпима. Она не будет срываться на всякие глупости, ведь дети, которых она обучает становятся и ее детьми. Подтверждение моим словам мы можем увидеть на любом выпускном, когда классные руководительницы в слезах желают счастья своим повзрослевшим деткам. Ведь они на протяжении многих лет наблюдали за их взрослением. Переживали все взлеты и падения искренне радовались и переживали. Действительно учитель становиться матерью для своих учеников, пусть она не всегда их устраивает, порой они злятся и огрызаются, но повзрослев все таки понимают, как были глупы и несправедливы.

Учитель становиться нашим другом, он второй после родителей показывает нам окружающий мир. Объясняет все правила и тонкости, учит добиваться своей цели. Простите меня за мою прямолинейность и субъективное мнение, но мне кажется, что учитель женщина становится намного ближе к своим ученикам, чем учитель мужчина. Ведь женщина - это в первую очередь мать, для которой не существует чужих людей. Ученики становятся для нее семьей, которую она готова защищать и любить всем сердцем.
Учитель -это благородная профессия. Давайте же не забывать своих школьных учителей, навещать их по праздникам и дарить улыбку при каждой возможности. Ведь учитель - на время стала нам второй матерью, а возможно ею и осталась.