Проблема истинной дружбы по тексту И.А.Ильина (ЕГЭ по русскому). Тесты ЕГЭ по русскому языку тест по русскому языку (11 класс) на тему Как понять, что дружба настоящая

Интерес или общий враг- основа дружбы? Что такое истинная дружба и на чем она основана?

Что такое настоящая дружба и на чём она основана? Взаимопонимание, поддержка, радость общения, гармония, смех и веселье - эти слова приходят на ум при упоминании слова дружба. Дружба - великая сила. Именно она до неузнаваемости меняет людей, заставляет их раскрываться, обнажая душу перед другим человеком, делает куда более уязвимым и ранимым, но, будучи истинной, она укрывает от суровой реальности, оберегает от печалей, разделяет радости, помогает преодолевать трудности. На какой почве сходятся люди и как рождается это светлое чувство? Зачастую настоящих друзей объединяет духовное и душевное родство, общие дела и интересы, похожие взгляды на мир и жизненные цели. Но порой не только это приводит к таким отношениям, иногда общие враги способны объединять людей уда эффективней. Однако насколько долговечна, крепка и искренна будет такая дружба? Стоит ли игра свеч?

В известном романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор изображает необычную дружбу Онегина и Ленского. Чем же она необычна? Эти двое - совершенно разные и непохожие друг на друга люди. Один - меланхоличный и бесстрастный аристократ. Второй - амбициозный и жизнерадостный поэт. Первый давно утратил веру в любовь, второй влюблён без памяти в красавицу Ольгу. Казалось бы, у этих людей нет ровным счётом ничего общего. Но что-то толкнуло их к общению. Они были умны, образованны, и они оба тяготились светским обществом. Эта ненависть к лицемерию, лжи и изворотливости высших слоёв общества сплотила молодых людей. Однако псевдодружба длилась недолго. Вскоре Ленский вызывает Онегина на дуэль в ответ на оскорбление его чувств. Там, на дуэли, Евгений и убивает мнимого друга. Какую дружбу можно так просто убить? Разве что не настоящую. Ленский не был важен Онегину, он не дорожил им как другом, их дружба была поверхностной и созданной лишь для вида. И к таким последствиям порой могут привести отношения, основанные на общих врагах.

В качестве второго аргумента к моему сочинению мне бы хотелось привести историю отношений из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого. Дружба Пьера Безухова и Андрея Болконского тоже была понятна не всем. Болконский - галантный, статный, интеллигентный. Пьер - крупный, неуклюжий. Болконского всегда ждут, его мнение ценят. Пьера же сторонятся, над ним посмеиваются. Однако их объединили общие взгляды на мир, понимание добра и зла, восприятие окружающей действительности. Монолог Болконского является важным показателем чистоты и силы их дружбы. Андрей открывается перед другом, делится своими мыслями и переживаниями о войне. Он с грустью говорит о том, что для офицерского сословия война - игрушка, всего лишь ещё один способ заработать крестик или ленточку. Эта дружба была крепкой и светлой, она была настоящей. И кто знает, сколько ещё бы она перенесла, не разлучи друзей война. Ведь настоящую дружбу поистине сложно сломить.

Таким образом я считаю, что настоящая дружба не может быть основана на общих врагах, тогда она буде поверхностной и неискренней, а это может привести к страшным последствиям. Именно поэтому друзей нужно выбирать, а настоящую дружбу ценить.

Существует ли настоящая дружба в наше время (исключаю детскую дружбу)? Настоящая, бескорыстная, проверенная временем, истинная, а не ложная, между взрослыми людьми. Дать сразу утвердительный ответ не получается. А почему? Потому что слишком много примеров предательства и продажности бывших самых верных друзей.

Что с нами, людьми, происходит? Мир стал другим? Нет, мир прежний, а вот ценности у многих поменялись. Психология истинной дружбы конкретна: взаимоотношения между людьми основываются на взаимном доверии, искренности, понимании, общих интересах, бескорыстии, открытости и взаимовыручке.

«Друзья познаются в беде» , – это то, что подтверждает, кто рядом с тобой в трудную минуту, своеобразная проверка на истинность дружбы. Не подставил плечо, не помог, нашел причину для отказа – это уже «и не друг, и не враг, а так» .

Вникните в содержание фильмов и сериалов, транслирующихся по телевидению: сплошь и рядом – предательство подруг и друзей. Неужели других тем нет? Есть, конечно. Но дело в том, что это тема сегодняшнего дня – горячая и актуальная. Уверена, что и вас предавали. Было очень больно в душе, вы не верили, не понимали, негодовали, но тем не менее…

Чтобы сделать вам больно, нужны одновременно ваш враг и ваш друг: первый оболжёт вас, а второй сообщит вам об этом.
Марк Твен

Психология недруга проста – скрытая зависть, желание достичь большего положения, чем друг, коварство и корысть, . Может быть, избитая фраза «сейчас никому нельзя верить, даже самому себе» действительно, наиболее актуальна. Может нужно быть более осмотрительными и менее доверчивыми? Но как это можно соотнести с другом или подругой, с которыми «хлеба горбушку и ту пополам» , и столько лет вместе делили « и тяготы, и лишения».

Можно, и вот почему. и желание жить хорошо, на уровне сегодняшнего дня (машины, квартиры, бизнес, который «идет в гору», отдых в других странах) и выше никто не отменял. «Рыбка ищет, где глубже, а человек, где лучше» работает как никогда. Большинство хочет быть «золотым папочкой», или «золотой молодёжью». А как этого достичь?! Можно долго и больно тянуться вверх, а можно предать и продать – это более короткий путь к цели. Как ни странно звучит, на мой взгляд, истинная в наше время всё больше проверяется ведением совместного бизнеса. Всё зависит от нравственных ценностей человека. Многие не считают зазорным стать Иудой.

Истинная дружба – одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют.
Артур Шопенгауэр

Кто стал дружить с тобой для обретения благ,
не друг надёжный твой, а самый страшный враг.
А. Шукур

И всё-таки будьте избирательнее в выборе друзей.

ВАРИАНТ 2 Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

(1)Древние греки и римляне писали на покрытых воском деревянных табличках. (2)Буквы процарапывали в слое воска заострённой палочкой, которую называли стилос, или стиль; на другом конце стиля имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск, если возникала необходимость внести в записи исправления. (3)_____ выражение «у каждого свой стиль» впрямую связано с этим орудием для письма.

1. Выражение «у каждого свой стиль» связано с орудием для письма древних греков и римлян, которые процарапывали буквы в слое воска заострённой палочкой - стилосом.

2. Древние греки и римляне процарапывали буквы в слое воска заострённой палочкой, на другом конце которой имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск.

3. Заострённую палочку, которой писали древние греки и римляне, называли стилос, или стиль; на другом конце стиля имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск

4. Древние греки и римляне писали на покрытых воском деревянных табличках заострёнными палочками, которые называли стилос, или стиль.

5. Орудием для письма у древних греков и римлян была заострённая палочка - стилос, которая легла в основу выражения «у каждого свой стиль».

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наверное,

3. Разумеется

4. Между прочим,

5. Неужели

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПИСЬМО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПИСЬМО , -А, мн. пи сьма, -сем, -сьмам, ср.

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное п.

2. Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма.

3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое п. Иероглифическое п.

4. Манера художественного изображения. Реалистическое п. Икона старинного письма.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

заселЁнный / обзвонИт / создАв / добралАсь / облЕгчить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Чарский был один из КОРЕННЫХ жителей Петербурга.

Это была самая симпатичная сотрудница в отделе, тихая и БЕЗОТВЕТНАЯ.

Наверное, никакой мудрец не разрешит этой ВЕЛИКОЙ тайны любви.

Трагедия не вызывала в слушателях недоумения, она будила в их душах сочувственный ОКЛИК, созвучное настроение.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

звук ИСЧЕЗ

без ПОГОН

ТРОЕ ножниц

с ДВЕСТИ рублями

пачка макарон

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Не сходя с лошади, Травкин сообщил, что немцы уже недалеко, с артиллерией и самоходками.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Студенты-дипломники университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

B) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) На встрече со своими читателями поэт признался, что «я словно слышу стихи».

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Засидевшиеся допоздна гости неохотно покидали дом радушных хозяев.

6) Все, кто подошёл по возрасту и физическим данным, принял участие в забеге.

7) С редкой горячностью Лев Николаевич Толстой ставит перед собой вопросы в «Дневнике молодости».

8) Все области человеческой природы работают в согласии не только с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой.

9) После изгнания врага за пределы нашей Родины люди восстанавливали разрушенные города войной.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

объед..нение / заб..раясь / выр..щенный / пол..гаться / инт..ллектуал

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..обдуманный, з..лив / пр..школьный, пр..тих / бе..вкусный, и..сяк / нед..бор, н..дкусить
пред..стория, по..ск

10. Е .

податл..вый / подмиг..вать / гуаш..вый / улыбч..вый / болот..стый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

вывороч..нный / ненавид..вший / преследу..мый / обдумыва..шь / независ..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ОТСТУПНО смотрят на меня жаркие глаза горящего огня.

Оригинальные, ранее (НЕ)НАПЕЧАТАННЫЕ работы могут быть опубликованы в журнале «Асимметрия».

Мы даже (НЕ)ЗАДУМЫВАЕМСЯ о том, какой длинный путь через страны и континенты, моря и океаны пришлось проделать разным продуктам, чтобы оказаться на нашем столе.

Директор основанной Екатериной II Академии художеств должен был отчитываться перед государственными чиновниками, которые, (НЕ)РАЗБИРАЯСЬ ни в искусстве, ни в преподавании, часто мешали ему своими распоряжениями.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)НАЧАЛЕ работы особенно внимательно следите (ЗА)ТЕМ, чтобы ваши действия соотносились с предполагаемым результатом.

(С)НАЧАЛА древние моряки плавали лишь вдоль берега, не теряя из виду суши: они должны были накопить достаточный мореходный опыт, ЧТО(БЫ) решиться на дальнее плавание.

Бронза дубов, ЯРКО(ЖЁЛТАЯ) листва лип и берёз, красные вкрапления клёнов и осин, КАК(БУДТО) переплетаясь, создают удивительное сочетание красок осени.

У человека, ТАК(ЖЕ) как и у животных, ТО(ЖЕ) существуют сигналы невербальной коммуникации, уходящие корнями в глубокое прошлое.

Новые данные лишний раз дают повод подумать о том, (НА)СКОЛЬКО сильно ВСЁ(ТАКИ) мы можем заблуждаться относительно простоты окружающего мира.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

Протяжё(1)ость маршрута, проложе(2)ого к приполярной таёжной жемчужине - озеру Кукас, запрята(3)ому природой в тайге среди сопок, на границе Северной Карелии и Мурманской области, - примерно 240 километров; ветре(4)ые дни в этих местах - обычное дело.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

2) Стремление человека к приобретению знаний естественно и полезно как для самого человека так и для общества в целом.

3) Стволы берёз и сосен листья и травы сам воздух и вода лесных озёр сверкали утренней свежестью.

4) Наномир сложен и пока ещё сравнительно мало изучен и всё же он не столь далёк от человека.

5) Сила запахов у разных растений различна и в большинстве случаев зависит от количества и состава эфирного масла.

16.

Сухоцвет кермек (1) даже высохнув (2) сохраняет скромную красоту цветения (3) создаваемую сиренево-розовыми лучистыми корзиночками (4) будто только что раскрывшимися навстречу утреннему степному солнцу.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А вы (1) надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы (2) жадною толпой стоящие у трона,

Свободы (3) Гения и Славы палачи!

Таитесь (4) вы (5) под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и божий суд (6) наперсники разврата!(М.Ю. Лермонтов)

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Во второй половине XX века в обиход человека вошли печи (1) нагрев пищи (2) в которых (3) производится невидимыми лучами - микроволнами.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В горсти ярких морских камней не сразу заметишь маленькую скромную жемчужину (1) но (2) чем больше будешь приглядываться к ней (3) сравнивая с дешёвой нарядностью окружения (4) тем лучше поймёшь (5) почему жемчуг есть жемчуг.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

Для ответа на 25 задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

(5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас? (7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары. (21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука. (По И.А. Ильину.) Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель, публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

20.Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Истинная дружба основывается исключительно на том, что людям приятно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу.

2. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей.

3. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем любовь к Богу.

4. Дружба, основанная на гладко-скользкой «обходительности», наиболее крепка.

5. Основу истинной дружбы составляет бережное и чуткое отношение человека к другим людям.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов

1. В предложениях 10-15 представлено рассуждение.

2. Предложения 21-25 содержат повествование.

3. Предложение 2 содержит объяснение высказанного в предложении 1 суждения.

4. Предложение 19 содержит итоговый вывод из представленной в предложениях 15-17 информации.

5. В предложениях 1-4 представлено описание.

22.Из предложений 14-21 выпишите фразеологизм.

23.Среди предложений 27-35 найдите такое(-ие), которое-(ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. «Передавая свои чувства, возникшие при размышлении о сущности истинной дружбы, И.А. Ильин использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (предложения 11, 23) и (Б) _____ («словно деревянные шары» в предложении 20). Эмоциональное состояние автора помогает передать такой прием, как (В) _____ (предложение 34). Душевное смятение автора выражается благодаря использованию такого тропа, как (Г) _____ («мертвая пустота» (предложение 33), «холодный мрак» (предложение 32), «мощное пламя» (предложение 35))».

Список терминов:

1. эпитеты

2. фразеологизмы

3. вопросно-ответная форма

4. сравнительный оборот

5. метафоры

6. противопоставление

7. парцелляция

8. восклицательное предложение

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2 – междупрочим

4 – облегчить

5 – отклик

6 - двумястами

8 – интеллектуал

9 – пришкольныйпритих

10 – гуашевый

11 – независимый

12 – неотступно

13 – сначалачтобы

22 – разинавсегда

Примерный круг проблем

1. Проблема преодоления чувства одиночества. (Как преодолеть чувство одиночества, когда оно начинает казаться нам тягостным и мучительным?)

1. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем деятельную любовь к другим людям.

2. Проблема отличия истинной дружбы от мнимой. (Чем истинная дружба отличается от мнимой?)

2. Истинная дружба подразумевают духовную близость и бескорыстную самоотдачу. В её основе лежит духовная любовь, соединяющая людей.

3. Проблема ценности дружбы. (В чем ценность дружбы?)

Если ученик выделил другую проблему и убедительно прокомментировал ее, то этот вариант тоже засчитывается, в противном случае К1-К4 оцениваются 0 баллов.

3. Дружба - это духовное единение людей, связанных общими мыслями и переживаниями.

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Биографы Марко Поло утверждают, что он был способным, энергичным, терпеливым и наблюдательным человеком, хорошим, но увлекающимся рассказчиком. (2) Некоторые ученые подвергают сомнению факты, изложенные в его "Книге о разнообразии мира", и высказывают мнение, что она была лишь талантливым пересказом впечатлений персидских купцов о странствиях по Востоку. (3) _____ обнаруженные неточности могли появиться при многочисленных переводах, к тому же Марко Поло диктовал свои воспоминания по памяти.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Марко Поло был способным, энергичным, терпеливым и наблюдательным человеком, хорошим, но увлекающимся рассказчиком.

2. Некоторые ученые, обнаружив в книге Марко Поло неточности, которые могли появиться при многочисленных переводах, сомневаются в фактах, изложенных в книге.

3. Книга Марко Поло - талантливый пересказ впечатлений персидских купцов о странствиях по Востоку.

4. Обнаруженные в книге Марко Поло неточности - результат многочисленных переводов.

5. Неточности, которые могли появиться при многочисленных переводах книги Марко Поло, послужили основанием сомнений некоторых ученых в фактах, изложенных в его "Книге о разнообразии мира".

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Следовательно,

2. Однако

3. Таким образом,

4. Если

5. Неужели

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПАМЯТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ПАМЯТЬ, -и, ж.

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в п. (хорошо запомниться). Свежо в памяти (еще хорошо помнится). Это на его памяти (о чём-н. отдалённом: он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая память у кого-н. (быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-н.; неод.)

2. То же, что воспоминание о ком-чём-н. Хранить п. о событии. Прежний начальник оставил по себе плохую п.

3. То, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему). Посвятить книгу памяти учителя. Верна памяти мужа. Вечная п. кому-н. (пожелание, чтобы долго, вечно помнили кого- н. умершего).

4. памяти кого (чего), в знач. предлога с род. п. В честь (кого-н. умершего или какого-н. важного события в прошлом). Турнир памяти Алёхина. Вечер памяти героев.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

рЕмень дождалАсь украИнский заселенА чЕрпать

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте.

Маститые ученые предлагали массу вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений результатов опытов.

На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь.

Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два СПАСИТЕЛЬНЫЕ маяка, сверкали на темно-синем своде.

Всю ночь напролет поют в наших лесах ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

не МАШИТЕ руками

пара ДЖИНС

ЗАСОХШИЙ цветок

умелые МАСТЕРА

обрадовался ПРИЕЗДУ друга

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б...седовать п...лисадник об...яние откл...нить просл...дить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не...бозримый, р...зместить

пр...рожденный, пр...толстый

ни...послать, ра...продажа

пр...следование, пр...станционный

ра...долье, ра...чертить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

луков…ца расстра…ваться книж…ца звоноч…к ключ..к

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

приоткрыва...мая уме...шь непередава...мые беспоко...шься преследу...мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.

2. Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.

3. Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.

4. Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

5. Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.

2. Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

3. (В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.

4. Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение, не выигранное (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ восьми часов, (ПО)ЭТОМУ в исходе дела не сомневался.

5. Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же ВСЁ(ТАКИ) настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На зва(1)ом вечере нежда(2)о-негада(3)о было сказа(4)о немало тёплых слов, адресова(5)ых юбиляру, который растрога(6)о благодарил всех приглашё(7)ых.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. У великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

2. Он перестал восхищаться миром вещей звуков и слов.

3. Левитан сознавал это и после поездки в Крым решил изгнать со своих холстов тёмные тона.

4. Листья то косо летели по ветру то отвесно ложились в сырую траву.

5. Самые мягкие и трогательные стихи и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени.

16.

Между деревьями вились (1) сплетаясь (2) и (3) расплетаясь (4) узкие тропинки (5) протоптанные местными ребятишками.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я возвращуся к вам (1) поля моих отцов (2)

Дубравы (3) мирные (4) священный сердцу кров!

Я возвращуся к вам (5) домашние иконы!

Пускай другие чтут приличия законы;

Пускай другие чтут ревнивый суд невежд;

Свободный (6) наконец (7) от суетных надежд,

От беспокойных снов, от ветреных желаний,

Испив безвременно всю чашу испытаний,

Не призрак счастия, но счастье нужно мне.

Усталый труженик, спешу к родной стране

Заснуть желанным сном под кровлею родимой.

О дом отеческий (8) о край, всегда любимый!

В стихах задумчивых вас пел в стране чужой…

(Е.А. Баратынский)

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле (1) и превратить её в мёртвый камень (2) если бы они тщательно разработали эту свою операцию (3) они не могли бы действовать более разумно и коварно (4) чем действуют живущие на Земле люди (5) которые мнят себя друзьями природы.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Известно (1) что счастливые не наблюдают часов (2) верно и другое (3) что и те (4) кто не наблюдает часов (5) уже счастливы.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

(5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас?

(7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары.

(21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука.

(По И.А. Ильину.)

Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель, публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Истинная дружба основывается исключительно на том, что людям приятно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу.

2. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей.

3. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем любовь к Богу.

4. Дружба, основанная на гладко-скользкой «обходительности», наиболее крепка.

5. Основу истинной дружбы составляет бережное и чуткое отношение человека к другим людям.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов

1. В предложениях 10-15 представлено рассуждение.

2. Предложения 21-25 содержат повествование.

3. Предложение 2 содержит объяснение высказанного в предложении 1 суждения.

4. Предложение 19 содержит итоговый вывод из представленной в предложениях 15-17 информации.

5. В предложениях 1-4 представлено описание.

22. Из предложений 14-21 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 27-35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи определительного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «Передавая свои чувства, возникшие при размышлении о сущности истинной дружбы, И.А. Ильин использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (предложения 11, 23) и (Б) _____ («словно деревянные шары» в предложении 20). Эмоциональное состояние автора помогает передать такой прием, как (В) _____ (предложение 34). Душевное смятение автора выражается благодаря использованию такого тропа, как (Г) _____ («мертвая пустота» (предложение 33), «холодный мрак» (предложение 32), «мощное пламя» (предложение 35))».

Список терминов:

1. эпитеты

2. фразеологизмы

3. вопросно-ответная форма

4. сравнительный оборот

5. метафоры

6. противопоставление

7. парцелляция

8. восклицательное предложение

9. литота

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

И в чем она проявляется, будет рассказано в этой статье.

Определение дружбы

Дружба многогранна, поэтому дать точное определение понятию непросто. Философы, психологи, социологи трактуют ее по-своему. Основные определения термина следующие:

  • Дружба - взаимоотношения между людьми, основу которых составляют помощь, доверие, общие взгляды и ценности.
  • Если рассматривать ее как союз, основанный на привязанности, общих интересах, совместном досуге, доверии и бескорыстной помощи, то это будет полное определение, выражающее, что такое настоящая дружба.

Товарищество и дружба

Понятия товарищества и дружбы похожи, их часто путают. Чем отличаются товарищеские отношения от дружеских?

Под товариществом понимают общение, строящееся на общих интересах, поддержке. Часто оно становится основой дружбы. Главное, чем один вид общения отличается от другого - это степень доверия. Друзья доверяют друг другу, готовы поделится самым сокровенным. Товарищей объединяют общие интересы и цели.

Примером могут служить учащиеся в одной группе студенты, которых объединяет стремление успешно сдать сессию, или коллеги, работающие над одним проектом. Их взаимодействие происходит в стенах университета или офиса.

Личными переживаниями товарищи не делятся, не изливают душу друг другу.

Настоящие друзья объединены не только общими целями, их связывает некое духовное родство.

На чем основывается истинная дружба?

Часто про настоящую дружбу говорят - "не разлей вода". Что же лежит в ее основе? В психологии выделяют следующие составляющие дружбы:

  • союз и привязанность;
  • общие ценности, совместные или схожие планы, цели;
  • альтруизм;
  • доверие;
  • отсутствие конкуренции.

Союз и привязанность

Под союзом понимают длительные отношения, основанные на совместном решении проблем, взаимной радости за успехи другого.

Привязанность или потребность в общении - один из главных критериев дружбы.

Важно понимать разницу между дружеской привязанностью и созависимостью (эмоциональной зависимостью). В случае созависимых отношений речь о дружбе не может идти.

Если именно с этим человеком хочется делиться всем - и радостями, и горестями, не получая при этом взамен обесценивания или зависти, то это и есть настоящий друг.

Настоящие друзья не манипулируют, они искренни и не принижают успехи друг друга. Если так называемый друг оказывает негативное влияние, отговаривает от любых начинаний, то он таковым не является.

Общие ценности, совместные планы

Для понимания, что такое настоящая дружба, необходимо рассмотреть еще один критерий - общие ценности, цели и планы.

Люди с похожими взглядами на жизнь легче находят общий язык. Неважно, что вас объединяет: любовь к спорту или компьютерным играм, желание познать свой внутренний мир или заработать миллион, главное - общие ценности и интересы объединяют на духовном уровне.

Такой критерий, как совместные планы и цели, вытекает из предыдущего.

Людям с одинаковым мировоззрением проще стоить совместные планы, идти к схожим целям. Они становятся опорой и поддержкой друг для друга.

Часто разные планы на жизнь отдаляют друзей, превращая в приятелей или хороших знакомых.

Альтруизм и доверие

Ответом на вопрос: «На чем основана настоящая дружба?» - будет: "На альтруизме". Без бескорыстной помощи и некоторой доли самопожертвования не может быть настоящей дружбы. Ведь другу помогают не ради выгоды, а по велению души. Настоящие друзья всегда готовы прийти на выручку, не требуя благодарности.

С настоящим другом делятся самыми сокровенными мыслями и переживаниями, получая взамен поддержку, не боясь осуждения. На таком доверительном общении строится истинная дружба.

Отсутствие конкуренции

Отсутствие конкуренции - основа настоящей дружбы. Преданные друзья не завидуют, не стремятся «перещеголять» друг друга. Друг порадуется успехам. Достижения одного мотивируют другого, не вызывая неприятия. Настоящая дружба - своеобразное поле для личностного роста.

Как понять, что дружба настоящая?

В жизни каждого человека наступает момент, когда он пересматривает взгляды на мир и окружающих людей. Столкнувшись с проблемами и не находя понимания и поддержки, человек задумывается, а есть ли у него друзья? Как понять, какая дружба настоящая, где взаимовыгодное общение?

  • Друзья принимают вас такими, какой вы есть, с недостатками и достоинствами. Они могут не во всем соглашаться с вами, но никогда не посягнут на вашу индивидуальность. Друг всегда поможет найти что-то хорошее в трудной ситуации.
  • Настоящие друзья рядом и в горе, и в радости. Они не отвернутся, если вы упали с пьедестала, не позавидуют успеху. Именно искренняя радость достижениям и поддержка в трудную минуту определяют настоящую дружбу.
  • С настоящим другом комфортно, с ним не опасаешься, что личные секреты станут достоянием общественности.
  • Друзья не злословят друг у друга за спиной. Они говорят правду в лицо, даже если она неприятная. Друг не будет давить на вас, постоянно напоминать об ошибках.
  • Настоящему другу вы интересны как личность.
  • Настоящий друг не ограничивает вашу свободу, не пытается контролировать общение. Вам всегда есть что вспомнить, над чем посмеяться, о чем помолчать.

Ответом на вопрос: «Что такое настоящая дружба?» - будет: общение, при котором можно быть собой, не боясь осуждения, всегда рассчитывая на поддержку.

Зачем нужна дружба?

Друзья - это надежный тыл, опора в тяжелую минуту, люди, с которыми приятно разделить радость. Жизнь без них была бы одинокой и серой.

Нуждается ли настоящая дружба в аргументах в свою пользу?

Скорее нет, чем да. Все же стоит привести некоторые.

По мнению психологов, человек может добиться успеха в различных сферах жизни благодаря нескольким критериям: 20% приходится на личный опыт и знания, тип мышления, а 80% - окружение. Настоящие друзья не тянут вниз, стремятся к развитию.

Например, молодой человек решил бросить курить, настоящий друг никогда не предложит ему сигарету, не станет курить при нем, примет его выбор и поддержит.

Человек, у которого есть настоящий друг, никогда не будет одинок. У него крепче иммунитет, и он менее подвержен депрессиям и неврозам.

Примеры дружбы

В истории примерами настоящей дружбы служат отношения Пушкина и Пущина. Дружба, начавшаяся между лицеистами, продлилась всю жизнь, несмотря на различные превратности судьбы.

Дружеские отношения Анны Герман и Анны Качалиной (музыкальный редактор студии «Мелодия») помогли польской певице завоевать популярность в Советском Союзе.

Среди голливудских звезд немало примеров крепкой дружбы, вот некоторые из них.

Дружба Джареда Лето и Мэттью Макконахи началась во время совместной работы над фильмом «Далласский клуб покупателей», который принес друзьям заслуженные статуэтки "Оскара".

Еще один звездный пример настоящей дружбы - Леонардо ди Каприо и Тоби Магуайр. Их дружба длится уже 25 лет. Актеров можно увидеть вместе на баскетбольных или футбольных матчах.

Бен Стиллер и Оуэн Уилсон - пример того, как дружба помогает работать. Их совместные киноработы всегда успешны, а дружба длится не один год.

В российском кино примером настоящей дружбы являются отношения Константина Хабенского и Михаила Пореченкова, начавшиеся еще в студенческие годы.

Но дружба бывает не только среди людей, но и среди братьев наших меньших. Примером служит удивительная история двух псов - бассет-хаунда Фуби и ретривера Тили. Когда Фуби провалился в колодец, друг оставался рядом с ним, и именно благодаря этому волонтеры смогли найти животных.

Примеры дружбы в литературе

Дружба лежит в основе множества романов, повестей, пьес.

Ниже будут приведены примеры настоящей дружбы из литературы, не оставляющие читателей равнодушными.

Самым ярким и драматичным примером дружеских отношений является роман Ремарка «Три товарища». История о трех друзьях (Роберт Локамп, Отто Кестер, Готтфрид Ленц), прошедших войну и выживающих в непростые для Германии годы. Друзья вместе и в радости, и в горе, и даже смерть не способна разрушить их дружбу.

Главные герои «Властелина колец» Толкина - Фродо и Сэм - отличный пример дружеской взаимовыручки, когда верный друг остается рядом до самого конца.

«Повесть о дружбе и не дружбе» Стругацких - пример того, как ради друга можно пройти любые испытания.

Дюма и его «Три мушкетера» повествуют о дружбе, чести и благородстве, которым не страшны годы.

«Маленький принц» Сент-Экзюпери простыми словами повествует о любви и дружбе. А отношения Лиса и Маленького принца подкупают простотой и трогательностью.

Настоящая дружба бесценна, именно она делает человека счастливым. Именно ради друзей и любимых человек способен на многое.