Что делать если первоклассник не хочет заниматься. Не хочет учится вообще, что делать

Здравствуйте, уважаемые сообщники! Пишу в надежде на совет, помощь, или рекомендацию психолога (нейропсихолога?). Мальчик, 6 лет 11 месяцев, в этом году пошел в первый класс в школу, которую мы выбрали еще 2 года назад. Нам еще до школы некоторые (бабушки, учителя на подготовке) говорили, что не надо его в школу в 6 лет, но мы как обычно решили по своему, да и он не хотел расставаться с друзьями из садика, которые пошли в школу вместе с ним.
Мальчик тяжелый с самого рождения. Например, в роддоме он плакал по ночам, когда наши соседи по палате спали. Сидеть дома с ним было тоже непросто: очень шустрый, непослушный, неподдающийся ни на объяснения, ни на уговоры. В общем, я вышла на работу, когда ему было 1,9, он был с бабушками, потом ходил в садик... Почему-то мне кажется, что его непослушание со временем только усиливалось, его поведение можно назвать в общем не адекватным, от других детей слышала, что его называют психом. Но я пыталась себя успокоить тем, что он маленький, дальше будет по другому. К неврологу не обращалась, препараты никогда не давала. Только однажды в спортивном диспансере пожаловалось, что он мало спит (встать в 6 утра для него норма), но как ни странно, именно эта проблема в школе ушла.
Сейчас основная проблема - это нежелание делать уроки. Мне вот вообще непонятно, КАК их можно не желать делать. Но каждый день мысль о том, что вот сейчас с Димой надо делать уроки приводит меня в ужас. Обычно это происходит так. - Дима, давай сегодня побыстрее сделаем уроки и будем заниматься, чем- то интересным (смотреть мультики, планшет, компьютер, играть в лего, играть в спектакль). Молчание. Дима слушает аудиоспектакль. - Дима, ты меня слышишь? Молчание. - Дима, выключи, пож-та, радио- молчание. - Дима! Молчание. Далее можно выключить радио и в ответ услышать. - Зачем ты меня насилуешь? Зачем ты выключила? Мне же интересно! Дай дослушать! Иди из моей комнаты! Если кое- как удается усадить его за парту и раскрыв прописи, попросить написать его одно предложение из двух слов, он воспользуется секундной заминкой (пытаюсь объяснить, как правильно писать букву, или подтачиваю карандаш), чтобы убежать из комнаты, и его опять не дозовешься, только идти искать по квартире, и снова уговаривать. Или же просмотрев небольшой объем Домашней работы, он кричит, мне нужно передохнуть, мне нужна пауза, давай посмотрим мультик (планшет). Уговоры, разговоры, крики, стенания, ругань, переговоры могут продолжатся со времени после школы и до девяти часов вечера. После таких вещей я чувствую, что мозги у меня вынимаются и обратно не вставляются. Я даже представить себе не могла, что от того, что делаешь домашнее задание с ребенком можно так уставать, чувствуешь себя опустошенной и морально неполноценной, потому что не понимаешь, что делаешь не так, но ведь на эту загадку существует какое - то решение. Я читала гиппенрейтер, что надо заинтересовать ребенка. Но как это сделать? Я и играла с ним, кто быстрее, например, пропишет цифру 6 и играла с ним в школу, он учитель и должен меня ученика научить писать. Да, он игрун. Играть он готов всегда. Но игра игрой, но как дело доходит до прописи, он говорит: я пошел, у меня дела и т. д. Успехи в школе у него ниже среднего - учитель уже не раз говорила, что он невнимателен, неохотно выполняет задания, рассеян, не старается. Пишет - лишь бы отвязались, слово "черновик" вызывает у него истерику. Это означает два раза делать задание - заставить это его невозможно.
При этом у него есть и другие " минусы". Например, он неспособен нормально вести себя в коллективе. Когда все дети сидят - он будет лежать на парте. Когда все дети стоят и поют, он повернется полубоком и будет делать вид, что ему все не интересно. Демонстративный тип поведения, отсюда и истерики, и разговоры "хочу быть непохожим на других". Его мало что интересует - по сути только просмотр телевизора, игры в планшет и компьютер, поездка в магазин игрушек. Все! Прогулки, дополнительные музыкальные и спортивные занятия, пойти с родителями куда бы то ни было - все из- под палки. Не слушается, очень упрямый, делает все по своему. Отдых с ним - это одно мучение, а если едешь куда- то с ним - то это точно будет позор, потому что поведение не адекватное... Все что интересно ему, я запретила, в надежде, что он все- таки будет выполнять домашние задания без криков и нервов, но нет... Он готов быть без всего, лишь бы ничего не делать, и это ужасно
Хотела написать что-то из его "плюсов", но сейчас я на таком пределе, что один негатив про него вспоминается.... Я очень вымотана.... Но все же - мальчик может собраться, взять себя в руки - и тогда он производит впечатление нормального ребенка. Но, к сожалению, последнее время со мной это редко случается. Так он веселый, добрый, эмоциональный, но все это, конечно, не помогает нам в школе.

И дополнительно - семья у нас нормальная, есть папа (к сожалению, мягкий), младший брат 1 год.

Не хочу! – кричит первоклашка на пороге школы. А мама тащит его за руку и пытается не то уговорить, не то запугать. А потом долго они стоят около класса в ожидании, что ребенок успокоится и пойдет в класс.

А в другой школе другого города в это самое время идет с мамой за руку другой первоклашка, шмыгая носом, и слезы тихо капают из его глаз. Но идет.

Замечали Вы когда-нибудь такую ситуацию? Может, Вы и не замечали, если это не коснулось Ваших родных или друзей. А учителям такую картину приходится наблюдать из года в год.

Почему? Почему ребенок не хочет идти в школу? И родители сразу начинают паниковать: учитель плохо относится, придирается, дети обижают, старшеклассники издеваются, портфель тяжелый, уроков много, не интересно в школе… Таких причин можно придумать множество… И большинство из них, к сожалению, в оправдание этого школьника – замучили ребенка.

И невдомек многим взрослым, что в большинстве случаев причина одна – ребенок не приучен трудиться, делать то, что НАДО.

Когда 1 сентября красивые и нарядные первоклашки шли в школу, то все им было новым, интересным. Большая школа, где много интересных кабинетов, громкие звонки, разные учителя и множество детей, новая парта, портфель с тетрадками, книжки с картинками, карандаши, а самое главное – не надо спать днем! И все эти прелести в одной новой школе. Красота!

Но, к сожалению, все новое быстро перестает удивлять новизной и становится привычным. И уже к концу сентября новая школа стала обычной, такой привычной, каждый день одинаковой. И надо ходить туда каждый день, сидеть на уроке молча, все время делать то, что говорит учитель, а не то, что хочется.

Хочется рассмотреть картинки в Букваре, а учитель требует смотреть на доску. Хочется писать в прописях, а учитель не разрешает, требует прописывать букву в воздухе. Хочется рисовать самолетик, а учитель почему-то говорит, что рисовать надо домик. Нельзя громко топать, нельзя кричать, нельзя петь на уроке письма, нельзя полежать и съесть пирожок на уроке, но ведь ХОЧЕТСЯ!

И школьное НАДО никак не может состыковаться с ХОЧУ. И вот тут-то многие дети понимают, что школа – это не так интересно, как казалось. Что здесь надо работать , делать то, что совсем не хочется, делать трудную и неинтересную работу. И появляется «НЕ ХОЧУ В ШКОЛУ!»

Причину этого «НЕ ХОЧУ» поищите сначала в своем доме. Ответьте сами себе на вопросы:

  • Соблюдает ли ребенок режим дня?
  • Общаетесь ли Вы с ребенком ежедневно? Интересуетесь школьными делами? Закрепляете школьный материал? Читаете Вы ребенку на ночь?
  • Приучаете ли Вы ребенка к самостоятельности? Что он делает по дому? Есть ли у него постоянные поручения: заправить кровать, вынести мусор, убрать свои игрушки и вещи?
  • Умеет ли Ваш ребенок слушать взрослых? Выполняет ли он Ваши просьбы и поручения с первого раза?
  • Готов ли Ваш ребенок к школе? Он умеет слышать и выполнять требования? Он может выразить свою мысль, о чем-то попросить, что-то рассказать?
  • Умеет ли он общаться со сверстниками? Играет ли он с другими детьми во дворе без ссор и скандалов?

И только ответив на эти вопросы, можно задуматься о взаимоотношениях в школе. Как правило, причина этих «НЕ ХОЧУ» находится не в школе, а дома.

Задумайтесь, почему остальные дети ходят в школу спокойно, без скандалов и истерик? Возможно, остальные старше и уже понимают, что есть слово «НАДО» от которого никуда не деться. Может быть, другие дети более подготовлены к школе в психологическом плане. Они знают и понимают, что пришли в школу учиться, работать и надо выполнять требования школы . У этих детей есть дома поручения, и дети привыкли их выполнять, значит, есть чувство ответственности за свои поступки.

Посмотрите на эту проблему с другой стороны. Скажите, а взрослые всегда с радостью идут на работу? Практически каждый взрослый был в ситуации, когда страшно не хотелось идти на работу. Кто-то, в таком случае, берет больничный, кто-то, скрепя сердце, идет потому, что «НАДО», а кто-то и уходит с работы. Каждый находит свой способ решения проблемы.

Школа – это взрослая жизнь в миниатюре . Это такая же работа – тяжелая, монотонная, далеко не всегда интересная и приятная. Это социальная среда, где надо уметь учитывать интересы других детей, находить с ними общий язык, а этому тоже надо учиться.

P.S. Если Вы хотите помочь своему ребенку преодолеть школьные проблемы , ищите причину внутри семьи. В большинстве случаев она находится там. Учите ребенка приспосабливаться к окружающей среде.

Вы не в силах изменить окружающий мир, но можете изменить свое отношение к нему и научить этому ребенка.

А как Вы думаете по этому поводу? Как Вы решаете школьные проблемы? Пишите в комментариях.

Что делать, если первоклассник не хочет учиться?

Дошкольники, как правило, очень активны и любознательны. Ведь их природа устроена так, что познание мира, который их окружает, самое захватывающее и интересное занятие. Именно поэтому многие повзрослевшие дети так мечтают стать учениками. Но почему тогда в школе некоторые родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка учиться? Эту причину взрослые зачастую списывают на школу и учителя, реже на ребенка и почти никогда на самих себя. К сожалению, в реальной действительности все обстоит наоборот. И большая часть проблем спровоцирована родителями, хотя от школы и учителя тоже зависит немало.Что может спровоцировать приступы нежелания учиться?Личностная неготовность ребенка к школе проявляется в том, что первоклассник с начала учебного года не хочет учиться. Причина кроется в отсутствии мотивации к процессу обучения, которая формируется у некоторых детей только в семилетнем возрасте и позволяет им перейти от игровой деятельности к учебе. Иногда родители торопят события, отдавая ребенка в школу с шести лет, не понимая того, что ни все дети в этом возрасте готовы сесть за парту. В дальнейшем они сталкиваются с проблемой - способный запомнить и усвоить учебный материал школьник, просто не хочет этого делать. Ему не интересно заниматься уроками и домашним заданием, он еще не доиграл свое. Ребенок находится на другом, не менее важном этапе развития, который необходимо пройти до конца, чтобы взойти на новую ступень.Если ребенок достиг школьного возраста (ему исполнилось 7 лет), а он все равно не готов к обучению, то родителям необходимо проконсультироваться с психологом. Причин может быть множество, поэтому важно установить истинную. Ведь только тогда возможно найти верное решение возникшей проблемы. Например, ребенку с задержкой развития необходимо подобрать специальную коррекционную программу, потому что обучение на общих основаниях не даст положительных результатов, а только разовьет комплекс неполноценности. Если ребенок застрял в «игре», то психолог с учетом индивидуальных особенностей ребенка попробует сформировать учебную мотивацию в игровой форме, постепенно заменяя ее на более взрослую. Для этого у него есть специальные методики и приемы. Как правило, если проблема выявлена вовремя, то в течение нескольких месяцев ее удается решить. Поэтому родителям не стоит пренебрегать психологической консультацией перед поступлением ребенка в школу. Современная система диагностики позволит не только определить, готов ли ваш будущий ученик к школе, но и выявить его самые слабые места. Тем самым предупредив родителей о возможных трудностях в обучении и способах их коррекции. А трудности у детей могут быть абсолютно разные. Вот некоторые из них.Способный ребенок, не умеющий трудитьсяТакие дети очень часто встречаются в современных мегаполисах. Их основная цель – познание и получение информации. Именно от этого процесса они получают наибольшее удовольствие. Это чаще всего врожденное свойство, которое получило достойную поддержку от родителей. Такие дети с нетерпением ждут поступления в первый класс, надеясь получить там неиссякаемый поток новой информации. И очень часто бывают разочарованы. Потому что выясняется, что школа – это место, где приходиться заниматься довольно скучными вещами – учиться писать, повторять пройденный вчера материал и слушать ответы других учеников. Ребенок не хочет этого делать, потому что не получает новизны, а значит удовольствия. Такие дети с хорошими умственными способностями, учатся с неохотой и зачастую попадают в разряд неуспевающих. А их родители, не понимающие причину, начинают обвинять школу, ведь именно она не может научить их смышленого и любознательного ребенка.Дети, которым ничего не нужно Этих детей все устраивает. Главное для них, чтобы их как можно меньше тревожили. Это свойство, скорее всего имея врожденные предпосылки, закрепилось воспитанием.Потребность новых впечатлений является движущей силой в развитии ребенка. Для его благополучного протекания необходимо три условия: любовь и внимание родителей, запас энергии, данный природой и правильно организованное окружающее пространство. Дети, не получающие этого в полной мере, вырастают пассивными и лишенными интереса к познанию. Эта проблема часто встречается у детей, воспитанных в детских домах и в благополучных семьях, где ребенка опекают, лишая свободы выбора и ограничивая инициативу. Если у малыша не слишком развиты волевые качества, то он, не смея бунтовать, становится пассивным, привыкая к комфорту и покою. Такой ребенок никогда не станет напрягаться в получении знаний в школе.Причиной нежелания первоклассника учиться может стать конфликт или дезадаптация в коллективе, личная неприязнь к учителю, напряженные отношения в семье и завышенные требования родителей к ребенку, непомерно сложная программа и соматические заболевания. Каждый случай индивидуален, поэтому уважаемые родители, не хватайтесь за ремень, искореняя у ребенка лень - единственную понятную для вас причину плохой успеваемости. Доверьтесь специалисту, и вскоре от ваших проблем останутся лишь воспоминания.

Психолог рассказала, что кроется за отказом первоклашки учиться

Как выявить причину отказа первоклашки учиться и как вернуть ему интерес к занятиям, рассказала наш эксперт Наталья Неуман, детский психолог, коррекционный педагог.

1. Нет контакта с учителями

Как выявить : ребенок на уроках занимается своими делами (рисует, ковыряется в носу, листает учебник и т.д. На вопрос: «Нравится ли тебе учительница?» - отвечает «Нет!»

Как бороться : чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что он уделяет ему внимания не столько, сколько бы ему хотелось. Поэтому задача родителей рассказать ребенку, что учитель – это наставник, а не друг и не бабушка. Расскажите первокласснику о том, что в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.

Чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что тот уделяет ему внимания не столько, сколько до этого он получал от бабушек и мамы. Поэтому задача родителей - объяснить ребенку, что учитель - это наставник, а не друг и не родня. К тому же в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.

В понимании ребенка, хороший человек тот, кто его хвалит. Поэтому, если учительница скупа на комплименты, попросите хвалить вашего первоклашку чаще, но только за достижения. А для начала договоритесь с ней заранее и подойдите с ребенком - пусть учитель в его присутствии расскажет о его успехах, но с оговоркой, что их было бы больше, если бы ребенок не отвлекался на уроках.

2. Не подружился с одноклассниками

Как выявить : ребенок на переменах сидит за партой, не выходит играть с детьми в коридор, а дома не хвастается новыми знакомствами и играми в школе. .

Как бороться : период адаптации в новом коллективе в таком возрасте - два-три месяца, поэтому время раззнакомиться еще есть. Искусственно ускорять этот процесс не нужно, не надо заставлять дружить, ведь он может попросту тосковать по своим друзьям из детского сада. Чтобы помочь первоклашке найти друзей, каждый день после школы спрашивайте его о том, с кем из одноклассников он общался или играл, давайте ему с собой в школу коллективные игрушки (например, альбомы с наклейками для девочек или небольшие наборы конструктора для мальчиков), но объясняйте, что ими играть можно только на переменах. Если и после первой четверти ребенок не сможет найти контакт с одноклассниками, организуйте им внеклассную вечеринку - на таких мероприятиях детей проще сдружить, они легче найдут общий язык и интересы.

3. Не понимает заданий и не хочет разбираться в них

Как выявить: задания на уроках ребенок выполняет плохо, нестарательно и быстро, а дома после родительских объяснений точно такие же упражнения делает на отлично.

Как бороться: главная задача родителей - помочь начинающему школьнику научиться слушать и слышать объяснения педагога. Если сразу не среагировать на этот тревожный симптом, у ребенка возникнут хроническая неуспеваемость, нервозность и чувство собственной «плохости», а следовательно, нежелание учиться вообще.

Попросите учителя вашему ребенку более детально объяснять суть задания и контролировать его выполнение на разных этапах, а дома закрепляйте школьный урок. Но не делайте это более 7–10 минут за один подход. Таких подходов может быть максимум три с перерывом не менее 15 минут, чтобы ребенок успел отдохнуть. Два-три месяца подробных объяснений учителя и закрепляющих тренировок дома научат ребенка вникать в суть заданий, следовать инструкциям педагога и не суетиться при их выполнении.

4. Не созрел психологически

Как выявить: чаще всего эта проблема возникает у деток, которым нет шести лет или только исполнилось. Постоянные нарекания учителя на плохую дисциплину - главный сигнал неготовности ребенка к школьной жизни. При этом на вопросы о том, какое поведение в школе нормально, ребенок не может ответить правильно, а когда начинаешь ему объяснять, как надо себя вести, он, недоумевая, задает вопрос: «А почему?» Такому ребенку трудно даже 10 минут усидеть за уроками.

Как бороться: ребенок может уметь читать, писать и считать, но это ничего общего с эмоциональной и психологической готовностью не имеет. Высидеть четыре-пять часов за партой, постоянно удерживать внимание при минимуме движений под силу только «созревшему» ребенку. Если до конца сентября поведение ребенка не изменится - как правило, даже самый большой непоседа привыкает к правилам поведения в школе за месяц, - стоит посоветоваться со школьным психологом и, возможно, оставить его еще на год в садике. При этом родители не должны делать акцент на том, что они забрали ребенка со школы, потому что тот не справляется с программой, чтобы не посеять в нем неуверенность в своих силах в дальнейшем.

5. Недисциплинированный, невоспитанный

Как выявить: на вопросы от том, как нужно вести себя в школе, ребенок отвечает верно, а поступает наоборот. Например, на вопрос «Можно ли бегать по классу?» он отвечает: «Нет», а на вопрос «Как надо обращаться к учителю? отвечает: «На «вы» и по имени-отчеству», а на деле в школе нарушает свои же слова.

Как бороться: если это недостаток воспитания, ситуация исправляется в течение двух месяцев при ежедневной «работе над ошибками». Первый месяц контролируйте его поведение дома, а перед школой напоминайте ребенку о правилах поведения в социуме, о последствиях его выходок. Если плохое поведение не проходит за месяц, подключите школьного психолога.

Он будет посещать с ним уроки (сидеть за одной партой) и корректировать его поведение. Например, когда ребенок захочет встать во время урока, пояснит, почему нельзя, а если захочет выйти в туалет, напомнит, что стоит попросить разрешения. Если результатов корреляции к третьему месяцу нет, вероятно, у ребенка есть психические проблемы и его стоит обследовать у психиатра.

Как выявить: на вопрос «Почему ты не хочешь идти в школу?» ребенок отвечает: «Там скучно!» Еще один признак того, что первоклашке на уроках неинтересно: он берет с собой в школу много игрушек и лишних предметов (краски, ножницы и т. п.).

Как бороться: первые недели первоклассников учат ходить парами, при звонке садиться за парту, поднимать руку при желании что-то сказать и т. д. Такие навыки необходимы для успеваемости. Но некоторым детям это муштрование скучно. Потому родители должны объяснить малышу, что скоро начнутся увлекательные занятия.

Если же ребенку не интересно потому, что частично учебный материал он уже изучил на курсах раннего развития, то расскажите ему, что во второй четверти начнутся более сложные, незнакомые, а значит, захватывающие для него занятия - стоит немного потерпеть. Лишние предметы из портфеля нельзя выкладывать тайно или силой. Собирайте ранец с вечера вместе, пусть ребенок сам соберет нужные на завтра вещи, а вы в случае ошибки поправьте.

7. Ребенок не высыпается

Как выявить: ребенок с утра капризничает и жалуется, что хочет спать, умываться и завтракать идет с закрытыми глазами - это верный признак недостатка сна. При этом в выходные, когда не нужно идти в школу, встает самостоятельно и в хорошем настроении.

Как бороться: если раньше ребенок просыпался когда хотел, то ему нужно не меньше месяца, чтобы привыкнуть к новому режиму дня. Особенно это касается деток, которые не ходили в детский сад. Попробуйте пробуждение сделать для ребенка приятным. Например, он охотнее откроет глаза, если по ТВ будет идти любимый мультик или вы превратите подъем в игру-сказку: «Я расколдую спящую красавицу» или «Сейчас я сложу ручки-ножки моему мальчику-роботу». Учтите, что первоклашка должен спать не менее 10 часов, а значит, ложиться спать - не позднее 21:00. Перед сном полезна будет 30-минутная прогулка на улице.

8. Очень устает - перегружен

Как выявить: перегрузить ребенка можно, если занятия длятся более пяти часов в день (уроки, продленка, кружки). Показателем усталости могут быть как вялость ребенка - он приходит со школы и засыпает, а вечером его невозможно уложить, - так и проявление признаков гиперактивности - он бегает, прыгает и не слушается родителей.

Как бороться: если вы заметили у своего первоклашки эти симптомы, то немедленно снизьте нагрузку. В первом семестре первого класса не рекомендуется записывать ребенка на кружки и секции. Ребенок должен привыкнуть к школьным нагрузкам, а на это уйдет от трех до шести месяцев. По этой же причине, даже если у него что-то не получается, не пытайтесь сразу требовать от первоклашки идеальной успеваемости: приняв школу психологически, он все упущенное легко наверстает.

Ни в коем случае не говорите, что в школе серьезные требования и ребенку досталась строгая учительница (это, к слову, говорит о неготовности самих родителей отправить ребенка в школу - работайте над собой), первоклашка будет чувствовать постоянное напряжение, что еще больше повысит усталость и нервозность. Если на продленку и/или секции ребенок не ходит, но все равно устает, не стоит заниматься с ним уроками дома. Тем более в современной школьной программе домашние задания не рекомендованы МОН.

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!